Программа воспитания 2023-2026

1

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
1.2. Направления воспитания
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания

3
4
5
5

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад организации дополнительного образования
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

7
7
10

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Система поощрения социальной успешности
и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
3.2. Анализ воспитательного процесса

16
16
16

2

Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» в каждом образовательном учреждении должна
быть
разработана
рабочая
Программа
воспитания,
реализация
которой
предусматривается с 1 сентября 2021 года.
Специфика дополнительного образования отражена в его определении как особого
вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня
образования. Это вызывает необходимость определения актуального для учреждений
дополнительного образования содержания воспитательной деятельности.
Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных
документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и
План мероприятий по ее реализации в 2021–2025 гг. (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р),

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения обучающихся
в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут
реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Воспитательная
программа
является
обязательной
частью
основных
образовательных программ Нефтеюганского районного муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и
юношества» (далее НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ», Центр) и призвана помочь всем участникам
образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной
деятельности и тем самым сделать учреждение воспитывающей организацией.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Раздел 1. Целевой
Воспитательная деятельность в НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и
юношества» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей
3

Российской
Федерации
в
сфере
воспитания
детей
является
развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современное дополнительное образование обеспечивает добровольный выбор
деятельности ребёнком, выражающийся в удовлетворении его интересов, предпочтений,
склонностей и способствующий его развитию, самореализации, самоопределению и
социокультурной адаптации. Оно обладает особым потенциалом.
Цель воспитания - развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение
следующих основных задач:

реализовать воспитательный потенциал и возможности учебного занятия,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися;

реализовать потенциал творческого объединения в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие детских объединений в жизни
учреждения, укрепление коллективных ценностей;

организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития обучающихся;

реализовать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как
основу взаимодействия людей разных поколений, мотивировать к саморазвитию и
самореализации на пользу людям;

содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных
практиках;

формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивации и
способности к духовно-нравственному развитию интересов и личностных качеств,
обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую самореализацию.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в учреждении
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.

4

1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
учреждения дополнительного образования по основным направлениям воспитания:

гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры;

патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;

духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;

эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;

физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;

экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;

ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
На основании требований к личностным результатам освоения обучающимися
дополнительных общеразвивающих программ представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива

5

Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине
— России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной
по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
и эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
6

Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Уклад организации дополнительного образования
Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр развития творчества детей и юношества» создано по решению
Главы Нефтеюганского района от 22.12.2009 № 3292 для реализации дополнительных
образовательных программ разной тематической направленности.
НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» - это многопрофильное учреждение дополнительного
образования детей, которое призвано обеспечить необходимые условия для создания
среды, способствующей развитию мотивации детей к познанию и творчеству,
содействия их личностному самоопределению, социальной адаптации, организации
содержательного досуга, занятости детей и подростков, приобщения их к здоровому
образу жизни.
НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» осуществляет свою
деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ,
законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», нормативноправовыми актами Министерства образования РФ, органов местного самоуправления,
Уставом и локальными актами учреждения.
Воспитательная деятельность в НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» ориентирована на
формирование общечеловеческих ценностей, социально-значимых качеств, базовой
культуры детей и подростков, укрепление здоровья, оказание помощи в социализации,
саморазвитии и творческой самореализации личности.
7

Воспитательная деятельность Центра нацелена:

на духовно-нравственное становление детей и подростков,

их гражданское, трудовое воспитание,

на создание условий для развития интеллектуальной, эмоциональночувственной и деятельностной сфер личности,

на становление у подростков системы ценностных ориентаций,

на подготовку их к жизненному самоопределению.
Цель - создание условий для развития у детей стремления к познанию и
творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению
обучающихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому
образу жизни.
Задачи:
1. повышение социального статуса воспитания.
2. развитие гуманистических принципов воспитания.
3. развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом.
4. внедрение новых технологий в воспитательную деятельность.
5. создание условий для успешности ребёнка в культурно – образовательном
пространстве Центра.
6. поддержка ребёнка в его творческом становлении, профессиональном
самоопределении.
7. культурное развитие – как условие творческого саморазвития всех субъектов
образования.
Ключевая идея - развитие воспитательного потенциала позволит создать
условия, способствующие формированию у обучающихся жизненно необходимых
компетенций: гражданственности, ответственности, умения работать в команде,
целенаправленности и т.д.
Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе:

Ребёнок - субъект собственной жизни. Ребёнок сам, в меру своих сил,
должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает
интереса, что является второстепенным.

Мы дарим детям успех. Исходя из этого чрезвычайно важного принципа,
необходимо помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.

Ситуация «успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к
самосовершенствованию. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную
возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности,
востребованности и полезности.

Принцип толерантности. Толерантность - есть терпимое, вдумчивое
отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в
рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также
образовательным учреждением.

Принцип создания воспитывающей среды.
Механизмы развития воспитания в Центре основываются на представлениях
о том, что:

воспитательный процесс является одним из основных компонентов
целостного педагогического процесса в учреждении наряду с учебным процессом;
8


воспитание представляет собой создание условий для развития личности,
двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучающегося, направленный на
духовно-нравственное становление личности, ее ценностное самоопределение,
стимулирование самовоспитания;

содержание
программ
дополнительного
образования
обладает
значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от
специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм
взаимодействия детей и взрослых в процессе образования;

определяющее значение в разработке содержания, целей, методов
воспитания
имеет
гуманистическая
идеология,
обуславливающая
общую
направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности.

Воспитательная деятельность осуществляются:

в ходе образовательного процесса - использование здоровьесберегающих
образовательных технологий, рациональное расписание, наличие регионального
компонента в образовательных программах, система традиционных мероприятий,
детско-взрослые события и др.;

при проведении культурно-досуговых и социокультурных мероприятий пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к своему
здоровью; активизация процесса развития у детей и подростков заинтересованного
отношения к истории и культуре Родного края, своей страны, формирования
духовности,

нравственности, патриотизма, воспитание толерантности, милосердия,
способности проявить заботу; укрепление и расширение связей с родителями;

в процессе реализации программы межшкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей.
Взаимодействие с родителями.
Семья рассматривается педагогическим коллективом учреждения как один из
важнейших социальных заказчиков дополнительного образования.
Основные направления деятельности педагогического коллектива в работе с
родителями:

педагогическое просвещение родителей;

совместная деятельность педагогов с семьей по воспитанию детей.
В Центре используются разнообразные формы работы с семьей:

индивидуальные консультации;

родительские собрания;

концертные выступления;

отчетные концерты;

выставки творческих работ;

открытые занятия;

совместные детско-взрослые события и мероприятия;

реализация детско-взрослых проектов;

клуб продвинутых родителей и творческих детей.
Отзывы родителей о Центре, результаты бесед педагогов с родителями,
анкетирование дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации
9

работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель –
желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные
суждения учитываются педагогами при организации деятельности с детьми.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
реализации дополнительных общеразвивающих программ на учебных занятиях, в
традиционных воспитательных мероприятиях творческих объединений и в участии
обучающихся в культурно-досуговых мероприятиях Центра.
2.2.1 Воспитание на учебном занятии
Учебное занятие отражает специфику и потенциал системы дополнительного
образования, является структурным элементом, своеобразным «кирпичиком», из
совокупности которых складывается весь образовательный процесс в УДО. В занятии
проецируется новое качество образования, его эффективность и результативность,
программная и технологическая обеспеченность. Занятие можно рассматривать как
лабораторию, где происходит развитие личности ребенка, его социализация, где
совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога, где
ребенок и педагог выступают равноправными субъектами образовательного процесса.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
создание условий для развития познавательной активности учащихся, их творческой
самореализации. Педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные
с возрастными особенностями учащихся.
Целевыми ориентирами учебных занятий в системе дополнительного образования
можно считать:

включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в
ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально
значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;

реализация важных для личностного развития социально значимых форм и
моделей поведения;

формирование и развитие творческих способностей;

поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и
детского самоуправления.
Виды, формы и содержание деятельности:

демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;

подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях;

применение интерактивных форм работы, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, командной работы и
взаимодействия с другими детьми;

включение в занятие игровых технологий, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время занятия;
10


включение проектных технологий, позволяющих учащимся приобрести
навык генерирования и оформления собственных идей, навык самостоятельного
решения
проблемы,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения и т.д.;

применение ролевого подхода к созданию организационной структуры
детского творческого коллектива: организация выборов «старосты», «президента»,
«руководителя» и т.д.; поддержка формирований различных функциональных мини
групп «младшие научные сотрудники», «старшие студийцы», «юные исследователи» и
т.д.;

включение в образовательный процесс технологий самодиагностики,
рефлексии, позволяющих ребенку освоить навык выражения личностного отношения к
различным явлениям и событиям.
2.2.2 Традиционные воспитательные мероприятия детского объединения
Детские творческие объединения (коллективы) - кружок или группа традиционная форма объединений детей по интересам. Приоритетны для них
предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, изучения
одного учебного курса, соответствующего требованиям ДООП.
Задачи:

содействовать развитию и активной деятельности детских общественных
объединений;

содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных
практиках;

поддерживать и развивать формы детской активности через развитие
клубной деятельности.
Виды, формы и содержание деятельности.
Работа педагога дополнительного образования со всем детским объединением
включает в себя:

инициирование и поддержку участия детского объединения в ключевых
культурно-образовательных событиях образовательной организации, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении/ участии и анализе;

организацию в творческом объединении интересных и полезных для
личностного развития обучающихся совместных воспитательных событий,
коллективных творческих дел, способствующих укреплению традиций, формирование и
развитие коллектива, в том числе разновозрастного, а также способствующих
самореализации детей и подростков, и получение ими социального опыта,
формирование поведенческих стереотипов, одобряемым в обществе;

выработка с обучающимися детского объединения норм и правил
совместной жизнедеятельности;

создание условий для проявления инициатив по самоуправлению
жизнедеятельностью детского объединения.
Индивидуальная работа педагога дополнительного образования с обучающимися
детского объединения:
11


изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения
через наблюдение за поведением, отношением к выбранному виду деятельности,
взаимодействием и коммуникацией с другими обучающимися в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в организуемых педагогом беседах по тем или
иным нравственно-этическим темам или событиям, участником которых стал ребенок;

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с другими детьми, личный и социальный опыт в
конкретных видах и направлениях деятельности, в том числе в рамках программного
содержания);

коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его
родителями (законными представителями), с другими членами детского объединения;
через привлечение узких специалистов для решения выявленных проблем.
Формы воспитательной работы:

коллективные формы (зрелищные программы): тематические концерты,
спектакли, литературно-музыкальные композиция, ярмарки, праздники, балы,
фестивали, митинги, парады, акции, шоу, флэшмобы, батлы.

групповые формы: а) досуговые, развлекательные: тематические вечера,
салоны, гостиные (отличительная черта камерность и общность интересов участников);
б) игровые программы: конкурсы, квесты, квизы, театрализации, интеллектуальные
игры; в) информационно-просветительские познавательного характера: выставки,
экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, агитбригады (в
рамках плана работы клуба могут также проводится тематические лекции и тренинги);

индивидуальны
формы:
беседы,
консультации,
наставничество,
тьюторство, адресное обслуживание (для людей с инвалидностью и ОВЗ).
2.2.3 Ключевые культурно-образовательные события
Основой организации воспитательного процесса в УДО чаще всего становится
совместная деятельность (социально-значимая, исследовательская, досуговая и т.д.)
педагогов и обучающихся, направленная на приобретение бесценного опыта решения
жизненно важных проблем, коллективной заботы, творческих поисков и улучшения
окружающего мира. Усиление воспитательного потенциала дополнительного
образования детей происходит через включение учащихся в коллективные общественно
полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых
знаний.
Ключевые дела – это главные традиционные культурно-образовательные события,
которые организуются для обучающихся всех творческих объединений и в которых
принимает участие большая часть детей образовательной организации. Под культурнообразовательным событием следует понимать не набор праздников и мероприятий, а
значимые для образования и формирования социального опыта детей комплекс
коллективных творческих дел, интересных образовательных событий, которые
готовятся, проводятся и анализируются педагогами совместно с обучающимися и
родителями.
Подготовка культурно-образовательного события требует более длительного
времени, предполагает активное включение в его подготовку самих обучающихся.

12

На уровне детских объединений:

разновозрастные сборы, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность,
характеризующаяся
доверительными,
поддерживающими
взаимоотношениями,
атмосферой эмоционально-психологического комфорта;

отчетные спектакли, концерты для родителей; творческие конкурсы,
проекты, в которых участвуют дети и родители;

праздники образовательной организации – ежегодно проводимые
творческие (театрализованные, музыкальные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все творческие
объединения учреждения дополнительного образования детей;

церемонии награждения (по итогам года) обучающихся разных творческих
объединений, педагогов и родителей за активное участие в жизни учреждения, защиту
чести учреждения в конкурсах, соревнованиях.
На индивидуальном уровне:

вовлечение, по возможности, каждого ребенка творческого объединения в
ключевые дела учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.;

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
детьми, с педагогами и другими взрослыми;

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2.2.4 Взаимодействие с родителями
Система дополнительного образования согласно закону об образовании в
Российской Федерации, является составляющей всей системы образования, что
определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для
содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья
выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как
основной партнер.
В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является
необходимость осуществления психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение
педагогической
компетентности
родителей,
психологического
сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
Успешное достижение обозначенной цели возможно при условии выбора оптимальных
форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка.

13

Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия педагогов и
родителей. Создание союза: педагог - дети - родители - один из актуальных вопросов на
сегодняшний день.
Виды, формы и содержание деятельности.
Ведущей идеей является разработка стратегии взаимодействия учреждения
дополнительного образования с родителями (законными представителями) учащихся,
направленная на создание оптимальных условий совершенствования культурно
образовательного пространства.
Содержательным аспектом модуля является:

Создание условий для постоянного совершенствования педагогической
деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и
практики.

Объединение содержания обучения и воспитания в целостную систему на
основе преемственности учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

Интеграция основного и дополнительного образования, способствующая
сближению процессов взаимодействия семьи и учреждений дополнительного
образования.

Получение теоретических и практических знаний, обоснований
собственных умозаключений путем изучения научной и методической литературы и
создание наилучших возможностей для взаимодействия семьи и учреждений
дополнительного образования.

Функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы
(поддержание партнерских связей и развитие взаимодействия с другими социальными
институтами).
Формы деятельности:
На групповом уровне:

семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;

родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;

родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для
получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении;

общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся;

организация на базе учреждения семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и учреждения;

организация на базе учреждения совместной познавательной, трудовой,
культурно-досуговой деятельности, направленной на сплочение семьи;
На индивидуальном уровне:

работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий
воспитательной направленности;
14


индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных
усилии педагогов и родителей.
2.2.5 Профессиональное самоопределение
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы
заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии обучающимися,
осваивающими дополнительную общеобразовательную программу, а на формирование
у них универсальных качеств, внутренней потребности и готовности к сознательному и
самостоятельному профессиональному выбору, ответственности за свой выбор,
социальной мобильности. Совместная деятельность педагогов и воспитанников по
направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб.
Виды, формы и содержание деятельности:

Мероприятия (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии,
культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.д.)

События (общие по учреждению, дни единых действий, приуроченные к
праздникам и памятным датам, акции, ярмарки, фестивали, флешмобы, челленджи т.д.)

Игры (сюжетно-ролевые, деловые, спортивные, интеллектуальные и т.д.)
Содержание деятельности:

педагогическая поддержка обучающихся в осознании вызовов времени,
связанных с многообразием и многовариантностью выбора;

вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через
определение и согласование границ свободы и ответственности (нормы и правила
жизнедеятельности), принятие индивидуальности другого, развитие самоуважения и
взаимоуважения;

педагогическое сопровождение обучающихся в осознании личностных
образовательных смыслов через создание ситуаций выбора, осуществление
индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;

сопровождение в развитии способностей, одаренности, творческого
потенциала, определяющих векторы жизненного самоопределения, развитие
способностей отстаивать индивидуально значимые выборы в социокультурной среде;

помощь и поддержка потребностей и интересов детей и подростков,
направленных на освоение ими различных способов деятельности;

помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для реализации
жизненных планов (профессиональное самоопределение, выбор жизненной позиции,
мобильность и др.), освоение социокультурных стратегий достижения жизненных
планов;

организация деятельности учащихся по расширению опыта проектирования
и реализации индивидуального маршрута саморазвития, содействие в освоении
конструктивных способов самореализации;

развитие системы индивидуальной помощи и сопровождения детей;

поиск эффективных форм и методов содействия детям в решении
актуальных проблем.
15

Раздел 3. Организационный
3.1. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:

публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся
о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);

сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную
и
коллективную
активность
обучающихся,
преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награды).
3.2. Анализ воспитательного процесса
Самоанализ воспитательной работы, организуемый в учреждении, осуществляется
по выбранным самим учреждением направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ
осуществляется ежегодно силами самого учреждения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы, являются:

принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;

принцип приоритета анализа сущностных сторон
воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между обучающимися и педагогами;

принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие это результат как социального воспитания (в котором УДО участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления самоанализа воспитательного процесса, организуемого в
учреждении дополнительного образования:

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Рассматривается динамика личностного развития обучающихся в каждом конкретно
16

взятом объединении (коллективе). Анализ осуществляется на основе критериев,
обозначенных в общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в
объединении (коллективе).

Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и
взрослых. Проводится анализ наличия в учреждении интересной, событийно
насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Показателями организуемой в УДО совместной деятельности детей и взрослых
могут быть:
 системность воспитательной деятельности (наличие общих ключевых
мероприятий, традиций Центра, реализуемых интегрированных проектов и т.п.);
 координация всех звеньев воспитательной системы;
 наличие
положительной
эмоциональной
атмосферы
обучения,
способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил
обучающихся;
 открытость воспитательного и преобразовательного процессов УДО
общественности (наличие медиа пространства, социального партнёрства, организация
социально значимой деятельности и др.);
 освещение деятельности УДО учащимися детских медиа коллективов;
 соответствие личностно развивающего потенциала занятий в рамках
реализации ДООП воспитательной миссии и традициям учреждения;
 наличие форм работы по самоопределению и профориентации
обучающихся;
 вовлеченность семьи в воспитательный процесс УДО, наличие
мероприятий с участием семьи.
Итог самоанализа - фиксация результатов, выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу, корректировка действий для
получения последующих желаемых результатов.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».