1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся 1.2. Направления воспитания 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания 3 4 5 5 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Уклад организации дополнительного образования 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности 7 7 10 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 3.2. Анализ воспитательного процесса 16 16 16 2 Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» в каждом образовательном учреждении должна быть разработана рабочая Программа воспитания, реализация которой предусматривается с 1 сентября 2021 года. Специфика дополнительного образования отражена в его определении как особого вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Это вызывает необходимость определения актуального для учреждений дополнительного образования содержания воспитательной деятельности. Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и План мероприятий по ее реализации в 2021–2025 гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р). Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. Воспитательная программа является обязательной частью основных образовательных программ Нефтеюганского районного муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» (далее НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ», Центр) и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать учреждение воспитывающей организацией. Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Раздел 1. Целевой Воспитательная деятельность в НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей 3 Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1. Цель и задачи воспитания Современное дополнительное образование обеспечивает добровольный выбор деятельности ребёнком, выражающийся в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и способствующий его развитию, самореализации, самоопределению и социокультурной адаптации. Оно обладает особым потенциалом. Цель воспитания - развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение следующих основных задач: реализовать воспитательный потенциал и возможности учебного занятия, поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися; реализовать потенциал творческого объединения в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие детских объединений в жизни учреждения, укрепление коллективных ценностей; организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся; реализовать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как основу взаимодействия людей разных поколений, мотивировать к саморазвитию и самореализации на пользу людям; содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках; формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию интересов и личностных качеств, обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую самореализацию. Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в учреждении интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся. 4 1.2. Направления воспитания Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования по основным направлениям воспитания: гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания На основании требований к личностным результатам освоения обучающимися дополнительных общеразвивающих программ представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива 5 Целевые ориентиры Гражданско-патриотическое воспитание Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитание Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Эстетическое воспитание Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. 6 Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Трудовое воспитание Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания. Раздел 2. Содержательный 2.1. Уклад организации дополнительного образования Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества» создано по решению Главы Нефтеюганского района от 22.12.2009 № 3292 для реализации дополнительных образовательных программ разной тематической направленности. НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» - это многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, которое призвано обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей развитию мотивации детей к познанию и творчеству, содействия их личностному самоопределению, социальной адаптации, организации содержательного досуга, занятости детей и подростков, приобщения их к здоровому образу жизни. НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», нормативноправовыми актами Министерства образования РФ, органов местного самоуправления, Уставом и локальными актами учреждения. Воспитательная деятельность в НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» ориентирована на формирование общечеловеческих ценностей, социально-значимых качеств, базовой культуры детей и подростков, укрепление здоровья, оказание помощи в социализации, саморазвитии и творческой самореализации личности. 7 Воспитательная деятельность Центра нацелена: на духовно-нравственное становление детей и подростков, их гражданское, трудовое воспитание, на создание условий для развития интеллектуальной, эмоциональночувственной и деятельностной сфер личности, на становление у подростков системы ценностных ориентаций, на подготовку их к жизненному самоопределению. Цель - создание условий для развития у детей стремления к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Задачи: 1. повышение социального статуса воспитания. 2. развитие гуманистических принципов воспитания. 3. развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом. 4. внедрение новых технологий в воспитательную деятельность. 5. создание условий для успешности ребёнка в культурно – образовательном пространстве Центра. 6. поддержка ребёнка в его творческом становлении, профессиональном самоопределении. 7. культурное развитие – как условие творческого саморазвития всех субъектов образования. Ключевая идея - развитие воспитательного потенциала позволит создать условия, способствующие формированию у обучающихся жизненно необходимых компетенций: гражданственности, ответственности, умения работать в команде, целенаправленности и т.д. Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе: Ребёнок - субъект собственной жизни. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным. Мы дарим детям успех. Исходя из этого чрезвычайно важного принципа, необходимо помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности. Ситуация «успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности. Принцип толерантности. Толерантность - есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Принцип создания воспитывающей среды. Механизмы развития воспитания в Центре основываются на представлениях о том, что: воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного педагогического процесса в учреждении наряду с учебным процессом; 8 воспитание представляет собой создание условий для развития личности, двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучающегося, направленный на духовно-нравственное становление личности, ее ценностное самоопределение, стимулирование самовоспитания; содержание программ дополнительного образования обладает значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых в процессе образования; определяющее значение в разработке содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности. Воспитательная деятельность осуществляются: в ходе образовательного процесса - использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание, наличие регионального компонента в образовательных программах, система традиционных мероприятий, детско-взрослые события и др.; при проведении культурно-досуговых и социокультурных мероприятий пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к своему здоровью; активизация процесса развития у детей и подростков заинтересованного отношения к истории и культуре Родного края, своей страны, формирования духовности, нравственности, патриотизма, воспитание толерантности, милосердия, способности проявить заботу; укрепление и расширение связей с родителями; в процессе реализации программы межшкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей. Взаимодействие с родителями. Семья рассматривается педагогическим коллективом учреждения как один из важнейших социальных заказчиков дополнительного образования. Основные направления деятельности педагогического коллектива в работе с родителями: педагогическое просвещение родителей; совместная деятельность педагогов с семьей по воспитанию детей. В Центре используются разнообразные формы работы с семьей: индивидуальные консультации; родительские собрания; концертные выступления; отчетные концерты; выставки творческих работ; открытые занятия; совместные детско-взрослые события и мероприятия; реализация детско-взрослых проектов; клуб продвинутых родителей и творческих детей. Отзывы родителей о Центре, результаты бесед педагогов с родителями, анкетирование дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации 9 работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель – желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами при организации деятельности с детьми. 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ на учебных занятиях, в традиционных воспитательных мероприятиях творческих объединений и в участии обучающихся в культурно-досуговых мероприятиях Центра. 2.2.1 Воспитание на учебном занятии Учебное занятие отражает специфику и потенциал системы дополнительного образования, является структурным элементом, своеобразным «кирпичиком», из совокупности которых складывается весь образовательный процесс в УДО. В занятии проецируется новое качество образования, его эффективность и результативность, программная и технологическая обеспеченность. Занятие можно рассматривать как лабораторию, где происходит развитие личности ребенка, его социализация, где совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога, где ребенок и педагог выступают равноправными субъектами образовательного процесса. Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает создание условий для развития познавательной активности учащихся, их творческой самореализации. Педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями учащихся. Целевыми ориентирами учебных занятий в системе дополнительного образования можно считать: включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах; реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей поведения; формирование и развитие творческих способностей; поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и детского самоуправления. Виды, формы и содержание деятельности: демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности; подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях; применение интерактивных форм работы, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, командной работы и взаимодействия с другими детьми; включение в занятие игровых технологий, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия; 10 включение проектных технологий, позволяющих учащимся приобрести навык генерирования и оформления собственных идей, навык самостоятельного решения проблемы, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения и т.д.; применение ролевого подхода к созданию организационной структуры детского творческого коллектива: организация выборов «старосты», «президента», «руководителя» и т.д.; поддержка формирований различных функциональных мини групп «младшие научные сотрудники», «старшие студийцы», «юные исследователи» и т.д.; включение в образовательный процесс технологий самодиагностики, рефлексии, позволяющих ребенку освоить навык выражения личностного отношения к различным явлениям и событиям. 2.2.2 Традиционные воспитательные мероприятия детского объединения Детские творческие объединения (коллективы) - кружок или группа традиционная форма объединений детей по интересам. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, изучения одного учебного курса, соответствующего требованиям ДООП. Задачи: содействовать развитию и активной деятельности детских общественных объединений; содействовать приобретению опыта личностного и профессионального самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных практиках; поддерживать и развивать формы детской активности через развитие клубной деятельности. Виды, формы и содержание деятельности. Работа педагога дополнительного образования со всем детским объединением включает в себя: инициирование и поддержку участия детского объединения в ключевых культурно-образовательных событиях образовательной организации, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении/ участии и анализе; организацию в творческом объединении интересных и полезных для личностного развития обучающихся совместных воспитательных событий, коллективных творческих дел, способствующих укреплению традиций, формирование и развитие коллектива, в том числе разновозрастного, а также способствующих самореализации детей и подростков, и получение ими социального опыта, формирование поведенческих стереотипов, одобряемым в обществе; выработка с обучающимися детского объединения норм и правил совместной жизнедеятельности; создание условий для проявления инициатив по самоуправлению жизнедеятельностью детского объединения. Индивидуальная работа педагога дополнительного образования с обучающимися детского объединения: 11 изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения через наблюдение за поведением, отношением к выбранному виду деятельности, взаимодействием и коммуникацией с другими обучающимися в специально создаваемых педагогических ситуациях, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственно-этическим темам или событиям, участником которых стал ребенок; поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с другими детьми, личный и социальный опыт в конкретных видах и направлениях деятельности, в том числе в рамках программного содержания); коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими членами детского объединения; через привлечение узких специалистов для решения выявленных проблем. Формы воспитательной работы: коллективные формы (зрелищные программы): тематические концерты, спектакли, литературно-музыкальные композиция, ярмарки, праздники, балы, фестивали, митинги, парады, акции, шоу, флэшмобы, батлы. групповые формы: а) досуговые, развлекательные: тематические вечера, салоны, гостиные (отличительная черта камерность и общность интересов участников); б) игровые программы: конкурсы, квесты, квизы, театрализации, интеллектуальные игры; в) информационно-просветительские познавательного характера: выставки, экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, агитбригады (в рамках плана работы клуба могут также проводится тематические лекции и тренинги); индивидуальны формы: беседы, консультации, наставничество, тьюторство, адресное обслуживание (для людей с инвалидностью и ОВЗ). 2.2.3 Ключевые культурно-образовательные события Основой организации воспитательного процесса в УДО чаще всего становится совместная деятельность (социально-значимая, исследовательская, досуговая и т.д.) педагогов и обучающихся, направленная на приобретение бесценного опыта решения жизненно важных проблем, коллективной заботы, творческих поисков и улучшения окружающего мира. Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования детей происходит через включение учащихся в коллективные общественно полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых знаний. Ключевые дела – это главные традиционные культурно-образовательные события, которые организуются для обучающихся всех творческих объединений и в которых принимает участие большая часть детей образовательной организации. Под культурнообразовательным событием следует понимать не набор праздников и мероприятий, а значимые для образования и формирования социального опыта детей комплекс коллективных творческих дел, интересных образовательных событий, которые готовятся, проводятся и анализируются педагогами совместно с обучающимися и родителями. Подготовка культурно-образовательного события требует более длительного времени, предполагает активное включение в его подготовку самих обучающихся. 12 На уровне детских объединений: разновозрастные сборы, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, атмосферой эмоционально-психологического комфорта; отчетные спектакли, концерты для родителей; творческие конкурсы, проекты, в которых участвуют дети и родители; праздники образовательной организации – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все творческие объединения учреждения дополнительного образования детей; церемонии награждения (по итогам года) обучающихся разных творческих объединений, педагогов и родителей за активное участие в жизни учреждения, защиту чести учреждения в конкурсах, соревнованиях. На индивидуальном уровне: вовлечение, по возможности, каждого ребенка творческого объединения в ключевые дела учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.; индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими детьми, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 2.2.4 Взаимодействие с родителями Система дополнительного образования согласно закону об образовании в Российской Федерации, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер. В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения. Успешное достижение обозначенной цели возможно при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка. 13 Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия педагогов и родителей. Создание союза: педагог - дети - родители - один из актуальных вопросов на сегодняшний день. Виды, формы и содержание деятельности. Ведущей идеей является разработка стратегии взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями (законными представителями) учащихся, направленная на создание оптимальных условий совершенствования культурно образовательного пространства. Содержательным аспектом модуля является: Создание условий для постоянного совершенствования педагогической деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и практики. Объединение содержания обучения и воспитания в целостную систему на основе преемственности учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Интеграция основного и дополнительного образования, способствующая сближению процессов взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования. Получение теоретических и практических знаний, обоснований собственных умозаключений путем изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования. Функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы (поддержание партнерских связей и развитие взаимодействия с другими социальными институтами). Формы деятельности: На групповом уровне: семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения; родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении; общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся; организация на базе учреждения семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и учреждения; организация на базе учреждения совместной познавательной, трудовой, культурно-досуговой деятельности, направленной на сплочение семьи; На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий воспитательной направленности; 14 индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных усилии педагогов и родителей. 2.2.5 Профессиональное самоопределение Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии обучающимися, осваивающими дополнительную общеобразовательную программу, а на формирование у них универсальных качеств, внутренней потребности и готовности к сознательному и самостоятельному профессиональному выбору, ответственности за свой выбор, социальной мобильности. Совместная деятельность педагогов и воспитанников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Виды, формы и содержание деятельности: Мероприятия (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.д.) События (общие по учреждению, дни единых действий, приуроченные к праздникам и памятным датам, акции, ярмарки, фестивали, флешмобы, челленджи т.д.) Игры (сюжетно-ролевые, деловые, спортивные, интеллектуальные и т.д.) Содержание деятельности: педагогическая поддержка обучающихся в осознании вызовов времени, связанных с многообразием и многовариантностью выбора; вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через определение и согласование границ свободы и ответственности (нормы и правила жизнедеятельности), принятие индивидуальности другого, развитие самоуважения и взаимоуважения; педагогическое сопровождение обучающихся в осознании личностных образовательных смыслов через создание ситуаций выбора, осуществление индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках; сопровождение в развитии способностей, одаренности, творческого потенциала, определяющих векторы жизненного самоопределения, развитие способностей отстаивать индивидуально значимые выборы в социокультурной среде; помощь и поддержка потребностей и интересов детей и подростков, направленных на освоение ими различных способов деятельности; помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для реализации жизненных планов (профессиональное самоопределение, выбор жизненной позиции, мобильность и др.), освоение социокультурных стратегий достижения жизненных планов; организация деятельности учащихся по расширению опыта проектирования и реализации индивидуального маршрута саморазвития, содействие в освоении конструктивных способов самореализации; развитие системы индивидуальной помощи и сопровождения детей; поиск эффективных форм и методов содействия детям в решении актуальных проблем. 15 Раздел 3. Организационный 3.1. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах: публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся); сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды). 3.2. Анализ воспитательного процесса Самоанализ воспитательной работы, организуемый в учреждении, осуществляется по выбранным самим учреждением направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самого учреждения. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие это результат как социального воспитания (в котором УДО участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основные направления самоанализа воспитательного процесса, организуемого в учреждении дополнительного образования: Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Рассматривается динамика личностного развития обучающихся в каждом конкретно 16 взятом объединении (коллективе). Анализ осуществляется на основе критериев, обозначенных в общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в объединении (коллективе). Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и взрослых. Проводится анализ наличия в учреждении интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Показателями организуемой в УДО совместной деятельности детей и взрослых могут быть: системность воспитательной деятельности (наличие общих ключевых мероприятий, традиций Центра, реализуемых интегрированных проектов и т.п.); координация всех звеньев воспитательной системы; наличие положительной эмоциональной атмосферы обучения, способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил обучающихся; открытость воспитательного и преобразовательного процессов УДО общественности (наличие медиа пространства, социального партнёрства, организация социально значимой деятельности и др.); освещение деятельности УДО учащимися детских медиа коллективов; соответствие личностно развивающего потенциала занятий в рамках реализации ДООП воспитательной миссии и традициям учреждения; наличие форм работы по самоопределению и профориентации обучающихся; вовлеченность семьи в воспитательный процесс УДО, наличие мероприятий с участием семьи. Итог самоанализа - фиксация результатов, выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, корректировка действий для получения последующих желаемых результатов. 17