1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
1.2. Направления воспитания
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
3
4
5
5
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад организации дополнительного образования
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
7
7
10
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Система поощрения социальной успешности
и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
3.2. Анализ воспитательного процесса
16
16
16
2
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся» в каждом образовательном учреждении должна
быть
разработана
рабочая
Программа
воспитания,
реализация
которой
предусматривается с 1 сентября 2021 года.
Специфика дополнительного образования отражена в его определении как особого
вида образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных
потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или)
профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня
образования. Это вызывает необходимость определения актуального для учреждений
дополнительного образования содержания воспитательной деятельности.
Программа разработана согласно требованиям следующих нормативных
документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и
План мероприятий по ее реализации в 2021–2025 гг. (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р),
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400),
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
Данная программа воспитания направлена на приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе, а также решение проблем гармоничного вхождения обучающихся
в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их
людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут
реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Воспитательная
программа
является
обязательной
частью
основных
образовательных программ Нефтеюганского районного муниципального бюджетного
учреждения дополнительного образования «Центр развития творчества детей и
юношества» (далее НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ», Центр) и призвана помочь всем участникам
образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной
деятельности и тем самым сделать учреждение воспитывающей организацией.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Раздел 1. Целевой
Воспитательная деятельность в НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и
юношества» планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей
3
Российской
Федерации
в
сфере
воспитания
детей
является
развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современное дополнительное образование обеспечивает добровольный выбор
деятельности ребёнком, выражающийся в удовлетворении его интересов, предпочтений,
склонностей и способствующий его развитию, самореализации, самоопределению и
социокультурной адаптации. Оно обладает особым потенциалом.
Цель воспитания - развитие личности, создание условий для самоопределения и
социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение
следующих основных задач:
реализовать воспитательный потенциал и возможности учебного занятия,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися;
реализовать потенциал творческого объединения в воспитании
обучающихся, поддерживать активное участие детских объединений в жизни
учреждения, укрепление коллективных ценностей;
организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение проблем
личностного развития обучающихся;
реализовать потенциал наставничества в воспитании обучающихся как
основу взаимодействия людей разных поколений, мотивировать к саморазвитию и
самореализации на пользу людям;
содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных
практиках;
формировать у детей и подростков нравственные ценности, мотивации и
способности к духовно-нравственному развитию интересов и личностных качеств,
обеспечивающих конструктивную, социально приемлемую самореализацию.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в учреждении
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
4
1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
учреждения дополнительного образования по основным направлениям воспитания:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям
гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учетом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
На основании требований к личностным результатам освоения обучающимися
дополнительных общеразвивающих программ представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых
должна быть направлена деятельность педагогического коллектива
5
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине
— России, ее территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края,
своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной
по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и
достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред
другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства
России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья
и эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
6
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей
на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий
познавательные
интересы,
активность,
любознательность
и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах,
многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке,
научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знания.
Раздел 2. Содержательный
2.1. Уклад организации дополнительного образования
Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр развития творчества детей и юношества» создано по решению
Главы Нефтеюганского района от 22.12.2009 № 3292 для реализации дополнительных
образовательных программ разной тематической направленности.
НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» - это многопрофильное учреждение дополнительного
образования детей, которое призвано обеспечить необходимые условия для создания
среды, способствующей развитию мотивации детей к познанию и творчеству,
содействия их личностному самоопределению, социальной адаптации, организации
содержательного досуга, занятости детей и подростков, приобщения их к здоровому
образу жизни.
НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» осуществляет свою
деятельность в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ,
законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», нормативноправовыми актами Министерства образования РФ, органов местного самоуправления,
Уставом и локальными актами учреждения.
Воспитательная деятельность в НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» ориентирована на
формирование общечеловеческих ценностей, социально-значимых качеств, базовой
культуры детей и подростков, укрепление здоровья, оказание помощи в социализации,
саморазвитии и творческой самореализации личности.
7
Воспитательная деятельность Центра нацелена:
на духовно-нравственное становление детей и подростков,
их гражданское, трудовое воспитание,
на создание условий для развития интеллектуальной, эмоциональночувственной и деятельностной сфер личности,
на становление у подростков системы ценностных ориентаций,
на подготовку их к жизненному самоопределению.
Цель - создание условий для развития у детей стремления к познанию и
творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению
обучающихся, их адаптация к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому
образу жизни.
Задачи:
1. повышение социального статуса воспитания.
2. развитие гуманистических принципов воспитания.
3. развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом.
4. внедрение новых технологий в воспитательную деятельность.
5. создание условий для успешности ребёнка в культурно – образовательном
пространстве Центра.
6. поддержка ребёнка в его творческом становлении, профессиональном
самоопределении.
7. культурное развитие – как условие творческого саморазвития всех субъектов
образования.
Ключевая идея - развитие воспитательного потенциала позволит создать
условия, способствующие формированию у обучающихся жизненно необходимых
компетенций: гражданственности, ответственности, умения работать в команде,
целенаправленности и т.д.
Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе:
Ребёнок - субъект собственной жизни. Ребёнок сам, в меру своих сил,
должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает
интереса, что является второстепенным.
Мы дарим детям успех. Исходя из этого чрезвычайно важного принципа,
необходимо помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности.
Ситуация «успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к
самосовершенствованию. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную
возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности,
востребованности и полезности.
Принцип толерантности. Толерантность - есть терпимое, вдумчивое
отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в
рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также
образовательным учреждением.
Принцип создания воспитывающей среды.
Механизмы развития воспитания в Центре основываются на представлениях
о том, что:
воспитательный процесс является одним из основных компонентов
целостного педагогического процесса в учреждении наряду с учебным процессом;
8
воспитание представляет собой создание условий для развития личности,
двусторонний процесс взаимодействия педагога и обучающегося, направленный на
духовно-нравственное становление личности, ее ценностное самоопределение,
стимулирование самовоспитания;
содержание
программ
дополнительного
образования
обладает
значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от
специальной, продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм
взаимодействия детей и взрослых в процессе образования;
определяющее значение в разработке содержания, целей, методов
воспитания
имеет
гуманистическая
идеология,
обуславливающая
общую
направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности.
Воспитательная деятельность осуществляются:
в ходе образовательного процесса - использование здоровьесберегающих
образовательных технологий, рациональное расписание, наличие регионального
компонента в образовательных программах, система традиционных мероприятий,
детско-взрослые события и др.;
при проведении культурно-досуговых и социокультурных мероприятий пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к своему
здоровью; активизация процесса развития у детей и подростков заинтересованного
отношения к истории и культуре Родного края, своей страны, формирования
духовности,
нравственности, патриотизма, воспитание толерантности, милосердия,
способности проявить заботу; укрепление и расширение связей с родителями;
в процессе реализации программы межшкольного оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей.
Взаимодействие с родителями.
Семья рассматривается педагогическим коллективом учреждения как один из
важнейших социальных заказчиков дополнительного образования.
Основные направления деятельности педагогического коллектива в работе с
родителями:
педагогическое просвещение родителей;
совместная деятельность педагогов с семьей по воспитанию детей.
В Центре используются разнообразные формы работы с семьей:
индивидуальные консультации;
родительские собрания;
концертные выступления;
отчетные концерты;
выставки творческих работ;
открытые занятия;
совместные детско-взрослые события и мероприятия;
реализация детско-взрослых проектов;
клуб продвинутых родителей и творческих детей.
Отзывы родителей о Центре, результаты бесед педагогов с родителями,
анкетирование дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации
9
работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель –
желанный гость в творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные
суждения учитываются педагогами при организации деятельности с детьми.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
реализации дополнительных общеразвивающих программ на учебных занятиях, в
традиционных воспитательных мероприятиях творческих объединений и в участии
обучающихся в культурно-досуговых мероприятиях Центра.
2.2.1 Воспитание на учебном занятии
Учебное занятие отражает специфику и потенциал системы дополнительного
образования, является структурным элементом, своеобразным «кирпичиком», из
совокупности которых складывается весь образовательный процесс в УДО. В занятии
проецируется новое качество образования, его эффективность и результативность,
программная и технологическая обеспеченность. Занятие можно рассматривать как
лабораторию, где происходит развитие личности ребенка, его социализация, где
совершенствуется профессиональное мастерство и компетентность педагога, где
ребенок и педагог выступают равноправными субъектами образовательного процесса.
Реализация педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает
создание условий для развития познавательной активности учащихся, их творческой
самореализации. Педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные
с возрастными особенностями учащихся.
Целевыми ориентирами учебных занятий в системе дополнительного образования
можно считать:
включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в
ходе которой дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально
значимые отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;
реализация важных для личностного развития социально значимых форм и
моделей поведения;
формирование и развитие творческих способностей;
поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и
детского самоуправления.
Виды, формы и содержание деятельности:
демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности;
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях;
применение интерактивных форм работы, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, командной работы и
взаимодействия с другими детьми;
включение в занятие игровых технологий, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в объединении, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время занятия;
10
включение проектных технологий, позволяющих учащимся приобрести
навык генерирования и оформления собственных идей, навык самостоятельного
решения
проблемы,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения и т.д.;
применение ролевого подхода к созданию организационной структуры
детского творческого коллектива: организация выборов «старосты», «президента»,
«руководителя» и т.д.; поддержка формирований различных функциональных мини
групп «младшие научные сотрудники», «старшие студийцы», «юные исследователи» и
т.д.;
включение в образовательный процесс технологий самодиагностики,
рефлексии, позволяющих ребенку освоить навык выражения личностного отношения к
различным явлениям и событиям.
2.2.2 Традиционные воспитательные мероприятия детского объединения
Детские творческие объединения (коллективы) - кружок или группа традиционная форма объединений детей по интересам. Приоритетны для них
предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, изучения
одного учебного курса, соответствующего требованиям ДООП.
Задачи:
содействовать развитию и активной деятельности детских общественных
объединений;
содействовать приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе личностных проб в совместной деятельности и социальных
практиках;
поддерживать и развивать формы детской активности через развитие
клубной деятельности.
Виды, формы и содержание деятельности.
Работа педагога дополнительного образования со всем детским объединением
включает в себя:
инициирование и поддержку участия детского объединения в ключевых
культурно-образовательных событиях образовательной организации, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке, проведении/ участии и анализе;
организацию в творческом объединении интересных и полезных для
личностного развития обучающихся совместных воспитательных событий,
коллективных творческих дел, способствующих укреплению традиций, формирование и
развитие коллектива, в том числе разновозрастного, а также способствующих
самореализации детей и подростков, и получение ими социального опыта,
формирование поведенческих стереотипов, одобряемым в обществе;
выработка с обучающимися детского объединения норм и правил
совместной жизнедеятельности;
создание условий для проявления инициатив по самоуправлению
жизнедеятельностью детского объединения.
Индивидуальная работа педагога дополнительного образования с обучающимися
детского объединения:
11
изучение особенностей личностного развития обучающихся объединения
через наблюдение за поведением, отношением к выбранному виду деятельности,
взаимодействием и коммуникацией с другими обучающимися в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в организуемых педагогом беседах по тем или
иным нравственно-этическим темам или событиям, участником которых стал ребенок;
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с другими детьми, личный и социальный опыт в
конкретных видах и направлениях деятельности, в том числе в рамках программного
содержания);
коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его
родителями (законными представителями), с другими членами детского объединения;
через привлечение узких специалистов для решения выявленных проблем.
Формы воспитательной работы:
коллективные формы (зрелищные программы): тематические концерты,
спектакли, литературно-музыкальные композиция, ярмарки, праздники, балы,
фестивали, митинги, парады, акции, шоу, флэшмобы, батлы.
групповые формы: а) досуговые, развлекательные: тематические вечера,
салоны, гостиные (отличительная черта камерность и общность интересов участников);
б) игровые программы: конкурсы, квесты, квизы, театрализации, интеллектуальные
игры; в) информационно-просветительские познавательного характера: выставки,
экскурсии, круглые столы, мастер-классы, тематические программы, агитбригады (в
рамках плана работы клуба могут также проводится тематические лекции и тренинги);
индивидуальны
формы:
беседы,
консультации,
наставничество,
тьюторство, адресное обслуживание (для людей с инвалидностью и ОВЗ).
2.2.3 Ключевые культурно-образовательные события
Основой организации воспитательного процесса в УДО чаще всего становится
совместная деятельность (социально-значимая, исследовательская, досуговая и т.д.)
педагогов и обучающихся, направленная на приобретение бесценного опыта решения
жизненно важных проблем, коллективной заботы, творческих поисков и улучшения
окружающего мира. Усиление воспитательного потенциала дополнительного
образования детей происходит через включение учащихся в коллективные общественно
полезные практики, создание новых возможностей для использования получаемых
знаний.
Ключевые дела – это главные традиционные культурно-образовательные события,
которые организуются для обучающихся всех творческих объединений и в которых
принимает участие большая часть детей образовательной организации. Под культурнообразовательным событием следует понимать не набор праздников и мероприятий, а
значимые для образования и формирования социального опыта детей комплекс
коллективных творческих дел, интересных образовательных событий, которые
готовятся, проводятся и анализируются педагогами совместно с обучающимися и
родителями.
Подготовка культурно-образовательного события требует более длительного
времени, предполагает активное включение в его подготовку самих обучающихся.
12
На уровне детских объединений:
разновозрастные сборы, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность,
характеризующаяся
доверительными,
поддерживающими
взаимоотношениями,
атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
отчетные спектакли, концерты для родителей; творческие конкурсы,
проекты, в которых участвуют дети и родители;
праздники образовательной организации – ежегодно проводимые
творческие (театрализованные, музыкальные и т.п.) дела, связанные со значимыми для
детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все творческие
объединения учреждения дополнительного образования детей;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся разных творческих
объединений, педагогов и родителей за активное участие в жизни учреждения, защиту
чести учреждения в конкурсах, соревнованиях.
На индивидуальном уровне:
вовлечение, по возможности, каждого ребенка творческого объединения в
ключевые дела учреждения в одной из возможных для них ролей: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.;
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
детьми, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
2.2.4 Взаимодействие с родителями
Система дополнительного образования согласно закону об образовании в
Российской Федерации, является составляющей всей системы образования, что
определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для
содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья
выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как
основной партнер.
В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является
необходимость осуществления психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение
педагогической
компетентности
родителей,
психологического
сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
Успешное достижение обозначенной цели возможно при условии выбора оптимальных
форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка.
13
Для достижения высоких результатов необходимо объединять усилия педагогов и
родителей. Создание союза: педагог - дети - родители - один из актуальных вопросов на
сегодняшний день.
Виды, формы и содержание деятельности.
Ведущей идеей является разработка стратегии взаимодействия учреждения
дополнительного образования с родителями (законными представителями) учащихся,
направленная на создание оптимальных условий совершенствования культурно
образовательного пространства.
Содержательным аспектом модуля является:
Создание условий для постоянного совершенствования педагогической
деятельности, приведение ее в соответствие с современными достижениями науки и
практики.
Объединение содержания обучения и воспитания в целостную систему на
основе преемственности учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
Интеграция основного и дополнительного образования, способствующая
сближению процессов взаимодействия семьи и учреждений дополнительного
образования.
Получение теоретических и практических знаний, обоснований
собственных умозаключений путем изучения научной и методической литературы и
создание наилучших возможностей для взаимодействия семьи и учреждений
дополнительного образования.
Функционирование в режиме открытой социально-педагогической системы
(поддержание партнерских связей и развитие взаимодействия с другими социальными
институтами).
Формы деятельности:
На групповом уровне:
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
родительские дни, во время которых родители могут посещать занятия для
получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в учреждении;
общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания учащихся;
организация на базе учреждения семейных праздников, конкурсов,
соревнований, направленных на сплочение семьи и учреждения;
организация на базе учреждения совместной познавательной, трудовой,
культурно-досуговой деятельности, направленной на сплочение семьи;
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий
воспитательной направленности;
14
индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных
усилии педагогов и родителей.
2.2.5 Профессиональное самоопределение
Существенное отличие современного понимания профориентационной работы
заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии обучающимися,
осваивающими дополнительную общеобразовательную программу, а на формирование
у них универсальных качеств, внутренней потребности и готовности к сознательному и
самостоятельному профессиональному выбору, ответственности за свой выбор,
социальной мобильности. Совместная деятельность педагогов и воспитанников по
направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб.
Виды, формы и содержание деятельности:
Мероприятия (беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии,
культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.д.)
События (общие по учреждению, дни единых действий, приуроченные к
праздникам и памятным датам, акции, ярмарки, фестивали, флешмобы, челленджи т.д.)
Игры (сюжетно-ролевые, деловые, спортивные, интеллектуальные и т.д.)
Содержание деятельности:
педагогическая поддержка обучающихся в осознании вызовов времени,
связанных с многообразием и многовариантностью выбора;
вовлечение детей и подростков в рефлексивную деятельность через
определение и согласование границ свободы и ответственности (нормы и правила
жизнедеятельности), принятие индивидуальности другого, развитие самоуважения и
взаимоуважения;
педагогическое сопровождение обучающихся в осознании личностных
образовательных смыслов через создание ситуаций выбора, осуществление
индивидуальных проб в совместной деятельности и социальных практиках;
сопровождение в развитии способностей, одаренности, творческого
потенциала, определяющих векторы жизненного самоопределения, развитие
способностей отстаивать индивидуально значимые выборы в социокультурной среде;
помощь и поддержка потребностей и интересов детей и подростков,
направленных на освоение ими различных способов деятельности;
помощь и поддержка в освоении способов целеполагания для реализации
жизненных планов (профессиональное самоопределение, выбор жизненной позиции,
мобильность и др.), освоение социокультурных стратегий достижения жизненных
планов;
организация деятельности учащихся по расширению опыта проектирования
и реализации индивидуального маршрута саморазвития, содействие в освоении
конструктивных способов самореализации;
развитие системы индивидуальной помощи и сопровождения детей;
поиск эффективных форм и методов содействия детям в решении
актуальных проблем.
15
Раздел 3. Организационный
3.1. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать
их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся
о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
обучающихся);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную
и
коллективную
активность
обучающихся,
преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими
награды).
3.2. Анализ воспитательного процесса
Самоанализ воспитательной работы, организуемый в учреждении, осуществляется
по выбранным самим учреждением направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем воспитания и последующего их решения. Самоанализ
осуществляется ежегодно силами самого учреждения.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к обучающимся, так и к
педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон
воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных - таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между обучающимися и педагогами;
принцип
развивающего
характера
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие это результат как социального воспитания (в котором УДО участвует наряду с другими
социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.
Основные направления самоанализа воспитательного процесса, организуемого в
учреждении дополнительного образования:
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Рассматривается динамика личностного развития обучающихся в каждом конкретно
16
взятом объединении (коллективе). Анализ осуществляется на основе критериев,
обозначенных в общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в
объединении (коллективе).
Состояние организуемой в Центре совместной деятельности детей и
взрослых. Проводится анализ наличия в учреждении интересной, событийно
насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Показателями организуемой в УДО совместной деятельности детей и взрослых
могут быть:
системность воспитательной деятельности (наличие общих ключевых
мероприятий, традиций Центра, реализуемых интегрированных проектов и т.п.);
координация всех звеньев воспитательной системы;
наличие
положительной
эмоциональной
атмосферы
обучения,
способствующей оптимальному напряжению умственных и физических сил
обучающихся;
открытость воспитательного и преобразовательного процессов УДО
общественности (наличие медиа пространства, социального партнёрства, организация
социально значимой деятельности и др.);
освещение деятельности УДО учащимися детских медиа коллективов;
соответствие личностно развивающего потенциала занятий в рамках
реализации ДООП воспитательной миссии и традициям учреждения;
наличие форм работы по самоопределению и профориентации
обучающихся;
вовлеченность семьи в воспитательный процесс УДО, наличие
мероприятий с участием семьи.
Итог самоанализа - фиксация результатов, выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу, корректировка действий для
получения последующих желаемых результатов.
17