Сведения об организации
Название учреждения по
Уставу
Тип учреждения
Учредитель
Директор
Юридический адрес:
Год основания
Телефон, факс (с кодом)
E-mail, адрес сайта
Банковские реквизиты
Место и дата регистрации
Устава
Лицензия
Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования «Центр развития
творчества детей и юношества»
Муниципальное бюджетное учреждение
Муниципальное образование Нефтеюганский район. Функции
и полномочия Учредителя Учреждения осуществляет
Департамент образования Нефтеюганского района
Герасимова Любовь Михайловна
628331, Российская Федерация, Ханты-Мансийский
автономный округ – Югра, Нефтеюганский
район, пгт. Пойковский, микрорайон 4, строение 2а
Март, 2010
Телефон/факс 8 (3463) 21-11-14
E-mail: centerdod10@mail.ru
р/с: 40701810600003000002
УФК по ХМАО-Югре (Департамента финансов
Нефтеюганского района)
РКЦ Нефтеюганск г. Нефтеюганск
ИНН 8619014839
БИК: 047173000
ОКПО 65003825 ОКВЭД 85.41 КПП 861901001
ОГРН- 1108619000027 ОКАТО 71118000000
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы
России по центральной обработке данных по ХантыМансийскому
автономному округу-Югре Свидетельство о внесении записи в
Единый государственный реестр
юридических лиц от 12.10.2023г.
№ 3333, дата выдачи 28 августа 2019 года, выдана Службой по
контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского
автономного округа-Югры. Серия 86Л01 №0002616.
Бессрочно
1. Комплекс основных характеристик образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» - это многопрофильное
учреждение дополнительного образования, предназначение которого:
реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в
интересах развития личности ребёнка, общества, государства;
развитие мотивации личности ребёнка к саморазвитию, творчеству, познанию,
самореализации;
создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для
успешной социализации учащихся, формирование у них гражданской идентичности и
нравственных позиций;
осуществление неформального профессионального развития педагогических работников
дополнительного образования;
аккумулирование инновационных педагогических практик дополнительного образования.
Актуальность программы. В настоящее время российское образование переживает глубокую
трансформацию. Цифровые технологии провоцируют стремительное развитие сменного мира,
которому свойственны неопределённость, условность границ, постоянная изменчивость форм в
различных отраслях человеческой деятельности. Национальный проект "Образование"
объединяет ряд федеральных проектов и программ, которые напрямую связаны с цифровизацией
образовательной среды, с внедрением современных образовательных технологий,
формированием эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодёжи, направленной на самоопределение и профессиональную
ориентацию всех обучающихся и многое другое.
Согласно Федеральному проекту "Успех каждого ребёнка", современное дополнительное
образование нацелено на обновление содержания, методов обучения и обеспечение равного
доступа детей к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным
программам, учитывающим индивидуальные потребности детей и подростков.
Образовательная программа НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»
направлена на реализацию основных актуальных идей и направлений дополнительного
образования по достижению обозначенных результатов в федеральных, региональных и
муниципальных нормативных документах и проектах через обновление содержания и
реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Деятельность учреждения осуществляется в соответствии с такими нормативно-правовыми
документами как:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012г.№273-ФЗ "Об образовании в РФ";
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"";
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”;
"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" и др.
Отличительная особенность данной Образовательной Программы заключается в комплексном
подходе к использованию современных образовательных технологий обучения и воспитания для
подготовки учащихся к жизни в современном мире, с сохранением традиционных российских
ценностей, таких как:
идеал добра,
социальная справедливость,
гражданская ответственность,
свобода и честь личности,
здоровье и безопасность,
социальный оптимизм, любовь, семья,
патриотизм, радость труда, материальное благополучие.
Реализация программы базируется на следующих принципах:
1. Принцип гуманизма определяет человеческую жизнь как абсолютную ценность и сохраняет
право ребенка на уважение его человеческого достоинства и признания его личности как
уникальной.
2. Принцип адресности позволяет при организации образовательного процесса удовлетворять
образовательные интересы и потребности его субъектов.
3. Принцип доступности качественного дополнительного образования обеспечивает равные
возможности при достижении планируемых результатов освоения программы для всех категорий
обучающихся детей согласно их возрастным особенностям, здоровью, степени одарённости.
4. Принцип инновационной направленности образовательного процесса обеспечивает
организацию деятельности учреждения в режиме регулярного обновления дополнительной
образовательной деятельности согласно происходящим социальным переменам в обществе,
технологическим новациям и научным открытиям.
5. Принцип социального партнёрства учреждений дополнительного, дошкольного и общего
образования, культуры и спорта позволяет компенсировать недостаток определённых
организационных и материально-технических условий, а также расширить образовательную
среду Центра, способствующую социальной адаптации и профессиональной ориентации
контингента обучающихся.
6. Принцип развития электронной информационно-образовательной среды обеспечивает
развитие информационно-коммуникативных компетенций у субъектов образовательного
процесса, позволяет осуществлять мобильное администрирование, также предоставляет
возможность непрерывного повышения профессиональной компетентности и представления
собственного опыта педагогическими работниками учреждения.
7. Принцип социализации позволяет включать детей в процессы познания и преобразования
социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.
8. Принцип общественного участия в формировании содержания и организации
образовательного процесса обеспечивает соблюдения общественного договора и общественной
экспертизы качества предоставляемых дополнительных общеобразовательных услуг.
9. Принцип оценки образовательных достижений учащихся позволяет обеспечить достоверное
оценивание результатов образовательной деятельности с позиции комплексности и
объективности.
Образовательная программа учреждения предназначена для детей от 5 до 18 лет. Учащиеся
зачисляются на обучение по общеразвивающим программ по желанию без предварительного
тестирования. Для освоения программ физкультурно-спортивной направленности и
хореографических коллективов учащиеся зачисляются на основании медицинского заключения.
По итогам реализации образовательной программы учащиеся Центра развития творчества
детей и юношества будут обладать определённым набором личностных качеств, специальными
профильными и гибкими (коммуникативными) компетенциями, проявлять социальную и
творческую активность и самостоятельность, владеть основами здорового и безопасного образа
жизни, обладать навыками цифровой коммуникации и киберсоциализации, стремиться к
самостоятельному проектированию собственной жизни.
Образовательная программа рассчитана на следующие сроки обучения:
количество лет – 1 год;
количество недель –36 в год;
количество месяцев – 9 в год;
режим занятий – с 08:00 до 20:00.
1.2. Цель и задачи образовательной программы
Цель: Обеспечение личностного развития учащихся через удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, художественном, техническом и
физическом совершенствовании, средствами дополнительного образования.
Задачи:
1. Формирование у учащихся специальных профильных знаний, умений и компетенций,
исследовательской и проектной грамотности согласно выбранной ими дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы.
2. Сохранение и укрепление физического, психологического, социального и нравственного
здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
3. Обеспечение становления и развития личности учащихся в её индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости.
4. Формирование у учащихся навыков информационной коммуникации и безопасной
киберсоциализации.
5. Формирование у учащихся основ личностной и гражданской культуры.
6. Обеспечение преемственности дополнительного образования к дошкольному, начальному,
основному и среднему общему образованию.
7. Обеспечение профессиональной ориентации учащихся.
8. Применение современных образовательных технологий и принципов организации
образовательного процесса, обеспечивающих эффективное достижение современных
образовательных результатов обучения.
9. Применение комплексного оценивания образовательных достижений учащихся во время
промежуточных и итоговых аттестационных процедур.
10. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования для всех категорий
учащихся: одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети инвалиды,
дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети сироты.
11. Обеспечение участия учащихся и их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в развитии внутриучрежденческой социальной среды.
1.3. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты носят обобщённый характер и конкретизируются в каждой
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в
учреждении.
Целевые ориентиры для учащихся дошкольного возраста:
ребёнок демонстрирует предпосылки к учебной деятельности;
ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в обучении, в общении, в познавательной,
исследовательской деятельности и в других видах деятельности;
ребёнок положительно относится и проявляет интерес к природе, к искусству, к различным
видам труда, к другим людям и к себе;
ребёнок умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявляет вежливость,
учитывает интересы других, сопереживает неудачам друзей и радуется успехам, адекватно
проявляет свои чувства и верит в себя;
ребёнок умеет выполнять требования, подчиняться правилам и социальным нормам;
ребёнок проявляет волевые усилия, наводит порядок на рабочем месте, следит за своим
внешним видом, проявляет аккуратность;
ребёнок проявляет нормы безопасного поведения и правила личной гигиены;
ребёнок рассуждает о добрых поступках людей, пытается объяснить причинно-следственные
связи последствий поведения, способен к принятию собственных решений в различных видах
деятельности.
Ожидаемые результаты для учащихся школьного возраста:
личностные результаты:
демонстрация нравственных основ поведения и способности оценивать происходящее с
позиции нравственности в процессе самоанализа (соотношения добра и зла, пороков и
добродетелей, справедливости, должного и недопустимого);
демонстрация ценностного отношения к прекрасному, к патриотическим идеалам, к
творчеству, демонстрация целеустремленности, веры в свои силы, оптимизма, стремления к
жизни планированию;
демонстрация ценностного отношения к окружающей природе, понимания важности
соблюдения норм экологии и демонстрация бережного отношения к природе;
демонстрация ценностного отношения к здоровью, соблюдение норм здорового образа жизни,
избегание провокаций;
демонстрация интереса к исследовательской деятельности, ценностного отношения к
познанию;
демонстрация понимания поликультурных особенностей региона и России в целом, уважения
к культурным ценностям народов, осознания себя как гражданина России, проявление
причастности к традициям Центра;
демонстрация трудолюбия, дисциплинированности, солидарности, социальной активности,
уважения к людям, бескорыстной помощи людям, попавшим в трудное положение,
ответственного отношения к выбору профессии…
метапредметные результаты:
познавательные УУД:
владение основами реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности;
осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
осуществление различных видов анализа: устанавливать причинно-следственные связи,
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций.
регулятивные УУД:
демонстрация умения осуществлять коллективное и индивидуальное целеполагание;
осуществление отбора средств для достижения целей;
осуществление планирования достижения целей;
владение простыми приемами тайм менеджмента (контроль своего времени и управление им);
осуществление контроля на каждом этапе работы, оценивание правильности выполнения
действий и проведение их коррекции;
владение основами саморегуляции эмоциональных состояний;
проявление волевых усилий, преодоления трудностей на пути достижения целей;
построение жизненных планов во временных перспективах.
коммуникативные УУД:
осуществление работы в группе - установление рабочих отношений, стремление к
эффективному сотрудничеству и продуктивной кооперации; интеграция в группу сверстников
и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов
и потребностей;
конструктивное разрешение конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех
участников,
демонстрация инициативы в организации совместного действия (деловое лидерство);
участие в дискуссиях, в коллективном обсуждении проблем и аргументация своей позиции,
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими
и синтаксическими нормами родного языка;
соблюдение морально-этических и психологических этических норм общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности
другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на
нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в
процессе достижения общей цели совместной деятельности.
Профильные результаты:
владение основами знаний, умений и способами практической деятельности по выбранному
профилю;
демонстрация кругозора в тематических областях по направленностям программ, реализуемых
в учреждении;
владение практическими навыками и техникой исполнительской, сценической,
художественной, изобразительной, физкультурно-спортивной, танцевальной деятельности
согласно индивидуальному выбору профиля;
приобретение опыта профессионально-ориентированной деятельности в рамках выбранного
профиля.
1.4. Особенности образовательной деятельности
Организация образовательного процесса в Центре характеризуется следующими
особенностями:
обучающиеся занимаются в объединениях Центра в свободное от основной учебы в школе
время;
обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
обучение ведется на русском языке;
занятия в объединениях проводиться по дополнительным общеобразовательным программам
следующих направленностей: художественной, физкультурно-спортивной, туристскокраеведческой, социально-гуманитарной, технической;
каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в
течении года;
численный состав учебных групп определяется педагогом в соответствии с характером
деятельности, возрастом обучающихся, площади кабинета и
дополнительной
общеобразовательной программой, утверждается приказом директора;
детям предоставляются возможности сочетать различные формы обучения;
деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях;
образовательный процесс организуется как с целой группой, так и по подгруппам, а также
могут быть организованы индивидуальные занятия в течение всего учебного года;
в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут
участвовать совместно с обучающимися их родители (законные представители) без включения
в основной состав;
при реализации дополнительных общеобразовательных программ могут организовываться и
проводиться массовые мероприятия, а также создаваться необходимые условия для
совместного труда и (или) отдыха обучающихся, родителей (законных представителей);
при приеме в спортивные, туристические, хореографические объединения необходимо
медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка;
учреждение самостоятельно в выборе оценок, периодичности и форм аттестации
обучающихся;
допускается открытие объединений на базе образовательных учреждениях (при наличии
адреса в лицензии).
Образовательная деятельность в НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» осуществляется в соответствии с
данной Образовательной Программой, которая представляет собой совокупность
дополнительных образовательных программ 5 направленностей.
В 2025-2026 учебном году в НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» в рамках муниципального задания
реализуется 81 дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, которые
финансируются из средств местного бюджета.
Классификация реализуемых ДООП программ по направленностям
№
п.п.
1
2
3
4
5.
Направленность программ
Художественная направленность
Социально-гуманитарная направленность
Туристско-краеведческая направленность
Техническая направленность
Физкультурно-спортивная направленность
Количество Количество
программ
групп
47
83
21
39
6
12
1
2
6
21
Количество
детей
1033
516
196
30
341
Информационные сведения о реализуемых образовательных программах
Программы художественной направленности.
Программы данной направленности ориентированы на развитие общей и эстетической
культуры учащихся, художественных способностей в избранных видах искусства.
Художественные программы служат средством организации свободного времени, формируют
процесс творческого самовыражения и общения детей и подростков.
Программы хореографического творчества обеспечивают образовательный процесс по
изучению народного, современного эстрадного, классического и историко-бытового танцев. В
программах предусмотрены специальные развивающие занятия необходимые для физического
развития, ритма, творческого воображения, хореографического мастерства.
Программы декоративно-прикладного и изобразительного искусства включают в себя занятия
по таким художественным дисциплинам как: живопись, графика, композиция, декоративноприкладное искусство, швейное дело, лоскутное шитье, керамика, мягкая игрушка, резьба по
дереву. Дополнительные образовательные программы данной направленности формируют у
детей практические умения и навыки по технике выполнения различных изделий из различных
материалов, прививают любовь к прикладному искусству, развивают воображение, фантазию,
художественный вкус, изобретательность, творческую активность. Дети приобретают знания об
истории прикладного творчества разных народов и родного края.
Программы предусматривают как развитие элементарных пользовательских навыков владения
приборами и инструментами, применяемыми в изобразительном и декоративно-прикладном
творчестве, так и развитие умений создавать оригинальные произведения прикладного
творчества.
Большое внимание придаётся самостоятельному изготовлению декоративных изделий,
формированию и развитию на этой основе индивидуального художественного вкуса и
индивидуального самовыражения творческих способностей обучающихся. Программы
предусматривают обширную выставочную деятельность, участие в конкурсных мероприятиях
разного уровня.
Программы физкультурно-спортивной направленности
Данные программы решают такие важные задачи как: привлечение максимального
возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом; содействие
гармоническому развитию и укреплению их здоровья. Большое внимание при реализации
данных программ уделяется повышению уровня физической подготовленности и спортивных
результатов воспитанников с учётом индивидуальных особенностей; профилактике здорового
образа жизни; воспитанию волевых, силовых качеств личности, способствующих повышению
уровня социальной активности молодых людей.
Программы туристско-краеведческой направленности
Дополнительные общеразвивающие программы данной направленности дают возможность
приобретения основных знаний о своей малой родине, знакомят детей с особенностями пешего и
спортивного туризма, носят практико-ориентированный характер.
Программы социально-гуманитарной направленности
Данные программы многофункциональны по своему целевому назначению и ориентированы
на формирование сознательной личности, нацеленной на постоянное повышение своего
культурного уровня, формирование мнения по важнейшим проблемам общества и человеческим
отношениям, развитие самосознания и самовоспитания.
Программы всех направленностей проектируются для обучающихся разных возрастных
категорий: дошкольников, детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Содержание деятельности творческого объединения определяется педагогом самостоятельно с
учетом заявленных целей и задач реализуемой дополнительной общеобразовательной
программы.
Образовательные программы Центра основаны на следующих принципах: массовость,
личностная ориентация, общедоступность, креативность, единство обучения, воспитания и
развития.
Все программы рекомендованы к реализации методическим советом учреждения,
рассмотрены
на педагогическом совете, утверждены приказом директора. Внесены в
муниципальный реестр бюджетных программ. Каждая образовательная программа оснащена
учебно-методическими материалами и литературой для педагога и детей.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Организация образовательного процесса в Центре регламентируется Уставом учреждения,
годовым календарным графиком, учебным планом, дополнительными образовательными
программами, расписанием занятий, строится на педагогически обоснованном выборе режима,
форм, методов, средств обучения, соответствующих возрастным, индивидуальным и
психологическим особенностям обучающихся.
Учебный план и дополнительные образовательные программы составляются с учётом
социального заказа, потребностей семьи, интересов обучающихся, безопасности их жизни и
здоровья, местных условий и возможностей Центра. Сроки обучения определяются в
соответствии с образовательными программами дополнительного образования по каждому виду
деятельности Центра.
2.1. Учебный план НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ»
Учебный план НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» является
нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на
изучение различных программ по дополнительному образованию детей, максимальный объем
образовательной нагрузки, нормы финансирования.
Структура учебного плана соответствует традиционному делению обучающихся на четыре
возрастные категории: 1 категория – дошкольники; 2 - учащиеся начальной школы; 3 - учащиеся
средней школы; 4 - учащиеся основной школы.
Учебный план учреждения обеспечивает:
организацию образовательного процесса в соответствии с целями и задачами
образовательной организации;
индивидуальный характер развития детей в соответствии с их склонностями и интересами;
развитие гражданских качеств у детей как основы их личностного и жизненного
самоопределения.
Основными формами образовательных объединений являются: студия, клуб, школа, ансамбль
и др.
Учебный план является основным разделом Образовательной программы и отражает
содержание дополнительного образования, представленное совокупностью дополнительных
образовательных программ детских объединений по 5 образовательным направлениям и
видам деятельности (приложение).
2.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год регламентирует организацию
образовательного процесса в учреждении.
Этапы образовательного
процесса
Предварительная запись
Комплектование учебных групп.
Начало учебного года
Продолжительность учебного
года
Регламент
15 августа 2025 г. – 01 сентября 2025 г.
20 августа 2025 г. – 15 сентября 2025 г.
01 сентября 2025 года – на базе учреждения; 15 сентября
2025 года – на базе ОУ района
36 недель
Продолжительность занятий,
перерывы между занятиями
Кратность проведения занятий
Расписание занятий
Продолжительность
проведения культурнодосуговых мероприятий
Продолжительность
рабочего времени
педагога
Праздничные и нерабочие дни
Промежуточная аттестация
обучающихся
Продолжительность занятий определяется
образовательной программой в академических часах в
соответствии с возрастными и психологопедагогическими особенностями обучающихся и
нормами СанПин.
Продолжительность академического часа - 45 минут
(для обучающихся дошкольного возраста – 30-40
минут).
После каждого академического часа и между занятиями
учебных групп устанавливается перерыв - не менее 1015 минут.
Нагрузка на каждую учебную группу равномерно
распределяется в течение учебной недели, в
соответствии с рекомендуемым режимом занятий
СанПиН:
до 4 часов в неделю - 2 раза в неделю;
6-8 часов в неделю - 2-3 раза в неделю.
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному
директором Центра и согласованному с профсоюзным
комитетом учреждения. Расписание занятий
составляется для создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся.
Начало занятий не ранее 08.00, окончание – не позднее
20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 15-18 лет окончание занятий - не позднее 21 часа.
Для дошкольников, обучающихся младшего школьного
возраста – до 1,5 часов, для обучающихся среднего и
старшего школьного возраста - до 2 часов.
Продолжительность 1 часа рабочего времени педагога
составляет 60 минут: 45 минут - учебное занятие
(академический час), 10минут - перерыв для отдыха
обучающихся между каждым занятием и 5 минут время
для подготовки педагога к занятию.
Согласно календарю праздничных дней в 1-ом
полугодии:
-4 ноября - День народного единства;
с 30 декабря 2025 года по 10 января 2026 года новогодние каникулы;
23 февраля 2026 года - День защитника Отечества;
8 марта 2026 года - Международный женский день;
01, 02 мая 2026 года - Праздник весны и труда;
09-10 мая 2026 года - День Победы.
12 июня 2026 года - День России.
Входящий контроль оценки знаний и умений учащихся
проводится в сентябре. Текущий контроль проводится в
течение всего периода обучения по ДООП во время
учебных занятий.
Зачетная Неделя - административный контрольный срез
- 2 неделя декабря 2025 г.; 3 неделя апреля 2026 г.
Формы, порядок и периодичность проведения
промежуточной аттестации определяются Положением
об аттестации обучающихся в НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ».
Работа в период школьных
каникул
Занятия проводятся в соответствии с дополнительными
общеобразовательными программами и планом работы
учреждения. Допускается работа с переменным
составом обучающихся, объединение учебных групп,
сокращение численности их состава, корректировка
расписания занятий.
Работа в летний период
Режим работы Учреждения с 01.06.2026 по 31.08.2026 г.
определяется администрацией Центра. В летний период
организуется работа детского оздоровительного лагеря с
дневным пребыванием детей. Отдельные коллективы и
обучающиеся участвуют в культурно-досуговых и
спортивных мероприятиях поселка и района.
Родительские
Проводятся в объединениях не реже 2 раз в год
собрания
(сентябрь 2025 г. – организационное; май 2026 г. –
итоговое.
Общее родительское собрание проводится не реже 2 раз
в год - организационное собрание, закрытие творческого
сезона.
Регламент совещаний
Педагогический совет - 1 раз в 3 месяца. Общее
собрание трудового коллектива - 2 раза в год.
Административная планерка – 1 раз в неделю –
понедельник. Заседание МС – не реже 3 раз в год.
Методическая и производственные планерки – 1 раз в
неделю – среда.
В период с 15 мая по 31 мая года в случае выполнения дополнительной общеразвивающей
программы в полном объеме в соответствии с учебно-тематическим и календарнотематическим планами, в дни проведения занятий по расписанию проводятся мероприятия
воспитательного характера, которые включаются в планы воспитательной работы. При не
выполнении программы проводятся учебные занятия.
В каникулярное время, выходные и праздничные дни Учреждение работает по специальному
расписанию и в соответствии с планом мероприятий учреждения, в рамках действующего
трудового законодательства Российской Федерации.
2.3. Расписание занятий
Расписание занятий составляется с учетом:
санитарно-эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования
детей;
целесообразности организации образовательно-воспитательного процесса;
создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп.
При составлении расписания занятий особое внимание обращается на то, что они являются
дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в
общеобразовательном учреждении. Предусмотрен перерыв для отдыха между занятиями в
общеобразовательном учреждении и посещением Центра.
Расписание сбалансировано с точки зрения представленных в нем образовательных
программ, обеспечивающих смену характера деятельности обучающихся, посещающих
несколько объединений.
Согласно расписанию, занятия для детей четырех-шести летнего возраста проводятся в
течение 30 минут, не более двух академических часов в неделю.
Занятия в группах среднего и старшего возраста проводятся 2-3 раза в неделю по 2-3
академических часа.
При проведении занятий продолжительностью более одного академического часа
расписанием предусмотрен 10-15-минутный перерыв для отдыха детей и проветривания
помещений. Во время перерывов организуются активные перемены. Перерыв между занятиями
в коллективах физкультурно-спортивной направленности в связи со спецификой организации
образовательного процесса не предусмотрен.
Особое внимание при составлении расписания обращается на создание условий для
благоприятного режима труда и отдыха педагогических работников.
В середине дня предусмотрен перерыв не менее 1,5 часов для уборки и сквозного
проветривания помещений.
Расписание занятий составляется заместителем директора по представлению педагогических
работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних.
В расписании занятий указываются: Ф.И.О. педагога, название объединения, год обучения,
учебные группы, время и продолжительность занятий, место проведения занятия.
До 15 сентября составляется временное расписание занятий, окончательный вариант
расписания составляется не позднее 15 сентября. Расписание утверждается директором Центра,
согласуется с профсоюзной организацией.
В течение учебного года расписание может корректироваться в связи с производственной
необходимостью по заявлению руководителя коллектива. Допускается перенос занятий
педагогами дополнительного образования по согласованию с администрацией учреждения.
Расписание занятий составляется с учётом возможностей педагогов, обучающихся, занятости
кабинетов и в соответствии с требованиями СанПиН.
Расписание учебной группы записывается на первой странице журнала учета работы.
Изменения в расписании отражаются в журнале в соответствующем разделе.
2.4. Организация мониторинга и внутриучрежденческого контроля. Оценочные
материалы
Одним из важнейших направлений деятельности НРМБУ ДО «Центр развития творчества
детей и юношества» является совершенствование управления качеством образовательного
процесса, установление соответствия фактических результатов реализации дополнительной
образовательной программы её конечным результатам.
Управление качеством образования предполагает систематическое отслеживание
сохранности контингента обучающихся, качества преподавания, учебных достижений
обучающихся, уровня реализации образовательных программ посредством педагогического
мониторинга.
Главными объектами мониторинга является администрация, педагоги, обучающиеся.
Основная цель мониторинга – обеспечение эффективного информационного отражения
состояния образовательного процесса, аналитическое обобщение результатов деятельности,
разработка прогноза развития НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ».
Задачи мониторинга:
непрерывное наблюдение за состоянием объекта и получение оперативной информации;
своевременное выявление изменений, происходящих в Центре, и факторов их вызывающих,
предупреждение негативных тенденций;
осуществление краткосрочного прогнозирования и оценка эффективности и полноты
реализации методического обеспечения.
Методы мониторинга:
наблюдение, изучение документации;
посещение занятий;
участие в конкурсах, соревнованиях, выставках, фестивалях, ярмарках и т.п.
анкетирование;
тестирование, социальный опорос;
мониторинг;
административные срезы посещаемости;
беседа;
анализ результатов учебно-воспитательной деятельности обучающихся;
анализ исполнения принятых управленческих решений в Центре.
Администрацией Центра используются различные формы внутриучрежденческого контроля:
текущий, фронтальный, тематический, предупредительный, персональный. По результатам
внутриучрежденческого контроля составляются аналитические справки и вырабатываются
рекомендации, которые доводятся до сведения педагогов на педагогических советах,
совещаниях при директоре. Выполнение рекомендаций ставится на контроль.
Основные направления контроля:
Контроль учебно-воспитательного процесса:
контроль над качеством реализации образовательных программ педагогов дополнительного
образования;
сохранность контингента;
качество преподавания (методическая грамотность педагогов, профессиональна
компетентность);
контроль над реализацией данной Образовательной программы предполагается
осуществлять через проведение текущего многопрофильного мониторинга с последующим
анализом и коррекцией деятельности по проблемам эффективности образовательновоспитательной работы учреждения;
результативность обучающихся и педагогов.
Контроль за состоянием обеспечивающих процессов:
программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
комплектование учебных групп;
составление расписания занятий;
сохранность здания, мебели и имущества;
готовность учебных кабинетов;
контроль за охраной труда, техникой безопасности, нормами СанПин (контроль за
проведением инструктажей о соблюдении правил охраны труда и техники безопасности,
антитеррористической и противопожарной безопасности в течении всего календарного года.
контроль за своевременным проведением инструктажей с обучающимися и записью в
журналах учета рабочего времени.
Контроль над ведением документации:
наличие необходимого минимума документации педагога дополнительного образования;
отчеты о выполнении учебно-тематического плана образовательных программ и планов
творческих мастерских;
журналы учета работы коллектива;
протоколы заседаний педсоветов, собраний трудового коллектива, родительских собраний и
т.д.
Контроль над методической работой:
контроль процедуры аттестации педагогов и повышением квалификации педагогических
работников;
качество преподавания;
повышение профессионального мастерства педагогических работников.
Объективный и систематический контроль учебно-воспитательной
работы является
важнейшим средством управления образовательным процессом, так как содействует
повышению уровня преподавания, улучшению организации учебных занятий и усилению
ответственности учащихся и педагогов за качество своего труда.
Результаты контроля учебно-воспитательной работы служат основанием для внесения
корректив в содержание и организацию процесса обучения, воспитания и развития, а также для
поощрения успешной работы лучших учащихся и педагогов, развития их творческих
способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.
Контроль имеет целью определить эффективность учебно-воспитательного процесса,
позволить обсудить и оценить его результаты. Результаты контроля анализируются, что
позволяет принимать соответствующие меры по совершенствованию учебного процесса.
В соответствии с планом работы проводятся смотры знаний и умений детей в форме
выставок, викторин, конкурсов, концертов, открытых занятий, фестивалей, соревнований,
персональных выставок и творческих отчётов что является формой оценки реализуемых
образовательных программ. Данные формы работы с детьми повышают их интерес к обучению.
Кроме того, педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда, что повышает их
активность и творческий поиск. Это способствует созданию хорошего психологического
климата в коллективе обучающихся и педагогов. Педагоги лучше понимают детей, а дети
больше уважают педагогов.
Глубокий анализ эффективности и результативности образовательно-воспитательной
деятельности регулярно осуществляется через следующие организационно-педагогические
формы: педагогические советы, совещания, методические планерки. Результаты деятельности
объединения отражаются в карте успешности коллектива.
В январе-апреле педагоги проводят самообследование эффективности и результативности
педагогической деятельности. При этом в данный анализ включены следующие разделы:
сведения о педагоге и объединении; выполнение образовательной программы; методическая
работа в коллективе; участие обучающихся в мероприятиях различного уровня; повышение
профессионального мастерства; сохранность контингента обучающихся; воспитательная работа
в объединении; работа с родителями обучающихся; перспективы на следующий учебный год.
Контроль и оценивание проводится как целенаправленный упорядоченный процесс
определения достигнутого уровня планируемых результатов. Диагностика проводится по
средствам заданий, используемых педагогом для установления уровней образовательных
достижений по изучаемому профилю, в соответствии с критериями оценивания. Педагог
определяет цель и задачи своей программы по профилю, описывает результаты обучения,
разрабатывает стратегию преподавания и обучения, проектирует метод оценивания для
диагностики - были ли достигнуты результаты.
Принципы системы оценивания:
объективность - оценка объективна только тогда, когда основана на конкретных критериях и
уровневых показателях;
открытость - учащиеся изначально знают, что будет оцениваться, по каким критериям и
уровневым показателям;
простота - формы оценивания должны быть удобны в применении.
2.5. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и
юношества» имеет достаточную для организации образовательного процесса материальнотехническую базу. Центр располагается в 2-х этажном здании, расположенном по адресу: г.п.
Пойковский, 4 микрорайон, строение 2а.
Учебные кабинеты соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, требованиям
пожарной безопасности и охраны труда. Все помещения оснащены мебелью, специальным
оборудованием и инструментами в соответствии со спецификой реализации программ.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса позволяет организовать
обучение по всем дополнительным общеразвивающим программам.
В учреждении имеется студия керамики и студия изобразительного искусства. Два
хореографических класса со станками и зеркальной стенкой. 3 кабинета декоративноприкладного творчества, оборудованные швейными машинами, оверлогами, манекенами,
шкафами для хранения инструментов и материалов, выставочными стендами. Имеются
тренажерный зал и зал для занятий рукопашным боем, кабинет медиашколы, класс раннего
развития. Для проведения воспитательных и культурно-досуговых мероприятий имеется
актовый зал с необходимым минимумом звукового оборудования.
Административные и учебные кабинеты Центра оснащены компьютерной и множительной
техникой, аудио и видеоаппаратурой. Наличие в Центре творчества компьютерной и офисной
техники, беспроводного интернета обеспечивает информационную поддержку образовательной
деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных
информационных технологий (создание и ведение электронных баз данных, поиск документов
по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам
Интернета). Они направлены на предоставление широкого, постоянного и устойчивого доступа
для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией
образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией
образовательного процесса и условиями его осуществления. Ежегодно материальнотехническая база обновляется, производятся ремонтные работы. Имеется интернет-связь с WIFI доступом.
Для участия творческих художественных коллективов в конкурсах и концертах имеются
концертные сценические костюмы и обувь.
Учреждение оснащено охранно-пожарной сигнализацией, имеется система оповещения
людей в случае возникновения пожара (громкоговорящая связь). Вахта обеспечена «тревожной
кнопкой» с выходом на пульт централизованной охраны. Установлена система
видеонаблюдения, созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов.
Образовательная деятельность также проводится на базе 7 школ района: Пойковская СОШ
№4, Сингапайская СОШ, СОШ п. Чеускино, Салымская СОШ №1, Салымская СОШ №2, СОШ
п. Сентябрьский, СОШ п. Каркатеевы. Для организации учебно-воспитательного процесса
используются материально-технические ресурсы данных образовательных организаций.
Кадровое обеспечение. Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами в соответствии
со штатным расписанием. Педагогический коллектив относительно стабилен, имеет оптимальное
сочетание опытных и молодых кадров, работает творчески, с высокой степенью
результативности. Средний возраст педагогов составляет 35-45 лет, что характеризует
педагогический коллектив как работоспособный
и перспективный. Общее количество
аттестованных работников, работающих на базе учреждения составляет 90%. Педагоги
учреждения своевременно и регулярно проходят курсы повышения квалификации.
Нормативно-правовое обеспечение
1) В учреждении разработаны и систематизированы нормативные документы, программы,
проекты и методические материалы:
уставные и регистрационные документы. Лицензия на ведение образовательной деятельности;
локальные акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность учреждения;
локальные акты, регламентирующие организацию образовательной деятельности, критерии
оценки качества и результатов образовательной деятельности;
локальные акты, направленные на организацию труда работников учреждения, утверждающие
систему государственно-общественного управления учреждением;
нормативные документы по организации безопасного труда работников, безопасного
пребывания в учреждении учащихся, посетителей, предупреждению ПБ и ЧС;
локальные акты организации качественного методического сопровождения образовательной
деятельности, способствующие достижению высоких образовательных результатов и
повышению профессионального мастерства педагогических работников.
2) В учреждении разработана и успешно реализуется система методического обеспечения
образовательного процесса, проведения экспертизы качества реализации дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ,
развития
профессиональной
компетентности педагогов.
Система включает в себя:
промежуточную аттестацию образовательных результатов учащихся;
экспертизу качества организации учебных занятий различного типа;
проектную деятельность с вовлечением родителей и партнёров реализации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ и воспитательных мероприятий;
ежегодные итоговые отчетно-аналитические процедуры по качеству реализации
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;
организацию электронной информационно-образовательной среды в учреждении;
организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся…
3) В учреждении созданы оптимальные организационно-педагогические, учебно-методические
и информационные условия. Для реализации образовательного процесса и достижения
планируемых результатов были отобраны следующие современные образовательные
технологии:
Информационно-коммуникационные технологии:
Технологии, основанные на использовании в учебном процессе ПК для мониторинга и
диагностики, реализации индивидуального обучения, мультимедийного моделирования,
проектирования.
Здоровьесберегающие технологии:
Технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Технологии проблемного обучения:
Данная технология ориентирована на освоение способов самостоятельной деятельности при
решении проблемных ситуаций, развитие познавательных и творческих способностей
обучающихся.
Технологии уровневой дифференциации и дифференциации по интересам:
Технология способствует повышению уровня мотивации обучения и познавательного интереса.
Образовательное пространство Центра дает обучающимся возможность выбора и проявления
своей индивидуальности, предоставляет необходимые условия для развития творческих
способностей.
Технология педагогики сотрудничества:
Технология основана на личностно-ориентированном подходе в обучении и способствует
развитию коммуникативных умений в отношениях «педагог-воспитанник», формированию
общечеловеческих ценностей.
2.6. Управление образовательной деятельностью
Реализация Образовательной программы требует четкой организации, управления и
контроля.
Управление Центром развития творчества детей и юношества осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании»,
Уставом
учреждения
на
принципах
демократичности,
открытости,
приоритета
общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития
личности.
Управление осуществляется на основе сочетания принципов государственно-общественного
управления и единоначалия. Органами управления Учреждения являются: Учредитель
Учреждения, директор Учреждения и иные органы управления Учреждения.
Формами самоуправления Учреждением являются Общее собрание, Педагогический совет,
Методический совет, компетенции которых определяет Устав Учреждения и Положения.
Управленческая деятельность подразумевает интеграцию всех компонентов образовательной
системы Центра: целей, видов деятельности, субъектов, отношений в единую и целостную
личностно-развивающую образовательную среду. Отличительными признаками такой среды
являются ее открытость, самоорганизация, соблюдение баланса между традициями и
новациями, наличие внутренних закономерностей.
Важнейшими функциями управления учреждением как образовательной средой являются:
создание
условий,
благоприятствующих
развитию
личностно-ориентированной
образовательной системы;
организация продуктивного сотрудничества и общения детей и взрослых;
непрерывная управленческая рефлексия.
Стратегию развития учреждения реализуют директор Центра, педагогический совет. Вопросы
тактического управления решают заместители директора, методический совет. Заместители
директора реализуют оперативное управление образовательным процессом. Осуществляют
мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационноисполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
Звено практической реализации – администрация Центра, педагоги дополнительного
образования, обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся.
3. Особенности организуемого в НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» воспитательного процесса
3.1. Рабочая программа воспитания учащихся НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» (далее программа)
направлена на обеспечение духовно-нравственного развития, гражданского и патриотического
воспитание, популяризации научных знаний и исследовательской проектной деятельности,
трудового воспитания и профессиональное самоопределение учащихся. А также на
формирование у них культуры здорового безопасного образа жизни и экологической культуры,
приобщения их к культурному наследию, в процессе формирования социальных и культурных
компетенций, навыков жизнедеятельности и самоопределения, а также формирования навыков
ХХI века.
Программа определяет тенденции развития образовательной среды Центра, которая
позволяет учащимся познавать культурные традиции России как многонационального
государства, усваивать традиционные духовные российские ценности и моральные нормы
российского общества.
Реализация идеи программы воспитания предполагает объединение педагогов, семей и
социальных партнеров Центра в совместную социально-педагогическую деятельность. В
учреждении благодаря многолетней истории существования сложилась особая воспитательная
среда, которой свойственна постоянное гибкое обновление при сохранении лучших традиций,
сложившихся в процессе развития учреждения на протяжении всех лет его существования.
Для воспитательной среды Центра характерна связь поколений: бывшие выпускники
учреждения приводят сюда своих детей и внуков, а также часто становятся его сотрудниками
педагогами дополнительного образования. Благодаря такому подходу у учащихся формируется
осознание причастности к судьбе учреждения и ответственности за его имидж, что является
базовой основой формирования гражданской российской идентичности. Быть учащимся Центра
творчества – это почетно, значимо и ответственно.
Отличительной особенностью некоторых детских объединений Центра творчества является
их деятельность на протяжении нескольких десятилетий. Благодаря этому, у педагогов,
руководителей этих коллективов, сложилась собственная система воспитательной работы с
учащимися, которая базируется на сохранение творческих традиций коллективов, проведении
определенных воспитательных мероприятий и образовательных событий, а также на активном
привлечение к воспитательной деятельности родителей. Сегодня наблюдается тенденция
передачи традиций детских коллективов и воспитательных систем от педагогов, вновь
приходящим педагогам, новым молодым руководителям детских объединений, которые
становятся приемниками этих коллективов. Благодаря чему, руководители вновь
сформированных детских объединений также имеют возможность знакомиться с имеющимся
опытом воспитательной работы и выстраивать систему воспитательной работы в своем детском
коллективе.
Воспитательный потенциал ДООП позволяет организовывать учебную деятельность в
детских творческих объединениях таким образом, чтобы обеспечивать процесс воспитания по
достижению личностных результатов на каждом учебном занятии.
В программах предусмотрены воспитательные мероприятия, направленные на
формирование и сохранение традиций и особой среды в детских коллективах.
Все виды воспитания рассматриваются в совокупности друг с другом, так как в них
пересекаются и накладываются друг на друга смыслы, содержание, формы, средства,
качественные цели и результаты в едином понимании как постоянно обновляющейся системе.
Это способствует гармоничному достижению современных образовательных результатов
(личностных и метапредметных) в развитии личности ребенка. Практически без формирования
ценностных нравственных установок в сознании учащихся, без просвещения и привлечения
семьи к процессу воспитания достичь современных стратегических ориентиров в воспитании не
представляется возможным.
Интеграция содержания воспитательных направлений является ведущим механизмом
воспитательной системы учреждения, реализующейся с помощью средств каждого профиля в
деятельности детских объединений при вовлечении учащихся в сквозные проекты и программы
Центра, в ключевые культурно-образовательные события и мероприятия.
НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» на протяжении своего
существования является воспитательным ресурсом поселка и района, ввиду чего его различные
проекты и программы предназначены как для учащихся учреждения, так и для учащихся
школьного возраста Нефтеюганского района.
Механизмы развития воспитания в Центре основываются на представлениях о том, что:
воспитательный процесс является одним из основных компонентов целостного
педагогического процесса в учреждении наряду с учебным процессом;
воспитание представляет собой создание условий для развития личности, двусторонний
процесс взаимодействия педагога и обучающегося, направленный на духовно-нравственное
становление личности, ее ценностное самоопределение, стимулирование самовоспитания;
содержание
программ
дополнительного
образования
обладает
значительным
воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от специальной, продуманной
организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых в
процессе образования;
определяющее значение в разработке содержания, целей, методов воспитания имеет
гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной
деятельности на гармоничное развитие личности.
Воспитательная работа в Центре опирается на следующие принципы:
принцип общественной направленности воспитания - позволяет подчинять педагогическую
деятельность задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с
государственной стратегией воспитания и направляет деятельность педагогов
дополнительного образования на формирование необходимого типа личности,
соответствующего государственному заказу.
принцип связи воспитания с жизнью, с трудом позволяет включать обучающихся в
общественную деятельность, что способствует через выполнение полезных дел
формированию положительного отношения к труду, нравственных чувств и убеждений,
закреплению и развитию моральных качеств.
принцип опоры на положительное в учащихся - способствует развитию у них веры в себя,
формированию положительных социальных качеств, оптимистического взгляда на жизнь.
принцип единства воспитательных воздействий определяет координацию усилий педагогов
Центра, семей и общественности для усиления педагогического воспитательного
воздействия с целью развития гуманистических взглядов в личности учащихся и
формирования у них положительного отношения к традиционным российским ценностям.
Примерное соотношение реализации воспитательного процесса, включающего виды
воспитания через сквозные проекты и программы учреждения, ключевые культурнообразовательные события и мероприятия. Для реализации проектов, программ, культурнообразовательных событий и мероприятий ежегодно утверждается календарный план
воспитательной работы. Также, для поддержания традиций учреждения большую роль играет
окружающая ребенка предметно-эстетическая среда Центра, которая направлена на создание
атмосферы психологического комфорта и творческого развития.
3.2. Цель и задачи воспитания
Сегодня задан современный национальный воспитательный идеал, который подразумевает
высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на
традиционных российских духовных ценностях таких как: семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек, целью воспитания в НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ» является:
формирования и развития нравственной, творческой, компетентной личности учащегося как
будущего гражданина России, проявляющего патриотические убеждения и гражданскую
идентичность, сохраняющего культуру своего народа, придерживающегося здорового и
безопасного образа жизни, стремящегося к созидающему труду через:
усвоение норм социально-одобряемого поведения средствами игровой деятельности;
усвоение знаний основных этических и социальных норм, социально значимых знаний
выработанных и принятых в российском обществе;
развитие личностного позитивных отношений к указанным общественным нормам и
ценностям, в процессе формирования опыта социально значимых отношений;
приобретение соответствующих этим ценностям опыта и моделей поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике в процессе осуществления
социально значимых дел.
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и
усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Обеспечение событийности, которое
предусматривает их сотрудничество, партнерские отношения является важным фактором
успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
учащихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо
уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
В воспитании детей дошкольного возраста 5-7 лет таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения детьми норм социально одобряемого поведения
через подражание положительному примеру.
В воспитании детей младшего школьного возраста 7-10 лет таким целевым приоритетом
является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых
знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Данный
период жизни ребенка характеризуется стремлением самоутвердиться в новом статусе ученика
в интенсивном приобретении нового социального опыта. Ребенок приобретает большое
количество новых знаний, в его сознании формируются новые ценностные идеалы, он учится
проявлять ответственность за свою учебную деятельность, быть самостоятельным, проявлять
целеустремленность и волю, активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, учиться
исполнять различные социальные функции и роли. Поэтому важно в процессе воспитания
младших школьников придерживаться этого приоритета и достигать результатов связанных со
знанием этических и социальных норм и традиций, принятых в российском обществе.
В воспитании детей подросткового возраста 11-15 лет таким приоритетом является создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде
всего, ценностных отношений. Это базируется на особенности развития подростков. Ведущим
интересом детей этого возраста является общение и проявление чувства взрослости, через
стремление самоутвердиться среди сверстников и взрослых людей, быть самостоятельными в
принятии жизненно важных решений, проявлять инициативу в выборе дел, в доминировании
личных интересов, выстраивании социальных связей. Подростки стремятся активно
взаимодействовать друг с другом, ищут одобрение своих действий и проявлений со стороны
сверстников. В их сознании формируются более устойчивые ценностные отношения к
социальным явлениям, к миру, к жизни, к окружающим людям, к образам своей будущей
жизни. В этот период дети более реалистично проживают желание определенных событий,
явлений, приобретений, социального статуса в своей будущей жизни. Поэтому в воспитании
важно формировать следующие ценностные отношения: к семье как одной из важной опоре в
жизни человека и источнику его счастья; к труду как основному способу достижения
жизненного
благополучия
человека,
залогу
его
успешного
профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне, к дисциплинированности; к
поликультурным особенностям региона и России в целом, к культурным ценностям народов, к
осознанию себя как гражданина России, к проявлению причастности к традициям Центра
творчества; к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как главному
принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с
коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной
семье; к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как духовному
богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни,
которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью и
безопасности как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир, избегание провокаций, демонстрация безопасного поведения.
Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых
отношений учащихся.
В воспитании детей юношеского возраста 16-18 лет таким приоритетом является создание
благоприятных условий для приобретения учащимися опыта осуществления социально
значимых дел. Это обусловлено тем, что юноши и девушки часто испытывают сильное желание
быть независимыми от взрослых, но еще не могут себе этого позволить. Ведущим интересом
для них становится профессиональный интерес, они стремятся самоопределиться в выборе
будущей профессии. Стремление и готовность к самостоятельной и независимой жизни
подталкивает ребят взаимодействовать с нужными и интересными для них взрослыми и
приобретать значимый и рациональный социальный опыт.
Достижению поставленной цели воспитания учащихся выдвигаются следующие основные
задачи:
использовать в воспитании детей возможности учебного занятия для развития у них интереса
и стремления к творческому познанию и достижению личностного успеха;
осуществлять воспитательную работу с учащимися коллективно и индивидуально в опоре на
традиции детских объединений и Центра творчества;
реализовывать воспитательные возможности ключевых дел, поддерживать традиции их
коллективного планирования, организации, проведения и анализа в детском сообществе;
осуществлять психолого-педагогического просвещения родителей, вовлекать их в учебную,
проектную и творческую деятельность с детьми, усиливать их участие в общественном
управлении учреждения;
организовывать работу по приобретению опыта личностного и профессионального
самоопределения на основе индивидуальных проб и социальных практиках.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в НРМБУ ДО
«ЦРТДиЮ» интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом формирования положительного социального поведения учащихся.
3.3. Виды и формы содержания деятельности.
Практическая реализация цели и задач программы осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы Центра.
3.3.1. Модуль "Воспитание на учебном занятии". Целевые ориентиры учебных занятий в
образовательном процессе Центра заключаются в следующем:
включение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, в ходе которой
дети приобретают социально значимые знания, вовлекаются в социально значимые
отношения, получают опыт участия в социально значимых делах;
реализация важных для личностного развития социально значимых форм и моделей
поведения;
формирование и развитие творческих способностей;
поощрение педагогами дополнительного образования детских инициатив и детского
самоуправления.
Воспитательный потенциал учебных занятий реализуется в деятельностном подходе в опоре
на возрастные и индивидуальные особенности учащихся, согласно направленности ДООП. В
каждой направленности на учебных занятиях детей вовлекают как в изучение специальных
тематических вопросов через осмысление их социальной значимости, так и в универсальные
вопросы по формированию определенных моделей поведения и жизненно необходимых
навыков в современном обществе. К таким универсальным вопросам относятся формирование
навыков здорового и безопасного образа жизни, исторические сведения региона, поселка,
образовательной организации, навыки ХХI века.
3.3.2. Модуль "Ключевые культурно-образовательные события". Ключевые культурнообразовательные события – это главные традиционные культурно-образовательные события
учреждения, в которых принимает участие большая часть учащихся и которые планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно с педагогами-организаторами, методистами,
педагогами дополнительного образования и детьми. Это образовательные, досуговые и
просветительские проекты, участие в которых объединяет их вместе с педагогами в единый
коллектив. Ключевые культурно-образовательные события обеспечивают включенность в них
большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в учреждении. Для этого используются следующие
формы работы: социо-культурные проекты, циклы событий, направленные на просвещение,
вовлечение учащихся в образовательный досуг, повышение эрудиции и кругозора, развитие
социально-значимых личностных качеств, отчетные концерты детских танцевальных
коллективов. Это способствует поощрению активности детей, развитию позитивных
межличностных отношений между педагогами и детьми, формированию чувства доверия и
уважения друг к другу.
3.3.3. Модуль "Взаимодействие с родителями". Работа с родителями или законными
представителями учащихся осуществляется для более эффективного достижения цели
воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и учреждения в данном
вопросе. Работа с родителями или законными представителями учащихся осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
на групповом уровне:
родительский комитет и Попечительский совет учреждения, участвующие в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
семейные проекты и мероприятия, предоставляющие родителям, педагогам и детям
площадку для совместного проведения досуга и общения;
реализация программы "Досуг», которая предполагает проведения цикла просветительских и
досуговых образовательных мероприятий;
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей,
формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастерклассы;
открытые учебные занятия и мероприятия, во время которых родители могут видеть
образовательный процесс для получения представления о ходе учебно-воспитательного
процесса в учреждении и образовательные достижения детей обучения по ДООП;
организована обратная связь с родителями на интернет-сайте учреждения, где обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
педагогов.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общих мероприятий учреждения и
мероприятий детского объединения;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов
и родителей.
3.3.4. Модуль "Профессиональное самоопределение". Совместная деятельность педагогов и
учащихся по направлению "профориентация" включает в себя профессиональное просвещение
учащихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб учащихся среднего и старшего школьного возраста. Создавая
профориентационные значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к
выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на
труд в постиндустриальном мире. Организация профессионально просветительской
деятельности и профессионального самоопределения основывается на психофизиологических
возрастных особенностях, учащихся.
Учащиеся дошкольного возраста включаются в игровую деятельность, направленную на
формирование осведомленности о профессиях в различных отраслях. Этому способствует
применение на учебных занятиях ролевых и дидактических игр по освоению знаний и простых
навыков в области выполнения определяющих простейших профессиональных функций в
сферах быта и обслуживания, торговли, медицины, строительства, образования, безопасности,
техники и т.д.
Учащиеся младшего школьного возраста - применение на учебных занятиях социальномоделирующих игр (ролевых, деловых) по освоению навыка работы в партнерстве с целью
решения социально-значимой проблемной ситуации с применением сформированных знаний и
навыков в процессе обучения по ДООП. Включение учащихся с мотивационной одаренностью
в проектную деятельность. Экскурсии с последующим анализом на предприятия, дающие
начальные представления о существующих секторах экономики поселка и района, профессиях,
об условиях работы людей и их профессиональных функциях. Участие детей в конференциях
конкурсах, в концертах, в соревнованиях, в спектаклях.
Учащиеся среднего школьного возраста, подростки
- формирование готовности к
осознанному выбору сферы человеческой деятельности при освоении ДООП, актуализация их
профессионального самоопределения. Экскурсии на предприятия и профессиональные
образовательные организации с последующим применением полученной информации в своей
образовательной и проектной деятельности. Вовлечение учащихся в проектную деятельность с
последующей их конкурсной защитой на разных уровнях в зависимости от направленности
ДООП. Применение в образовательном процессе технологии дизайн-мышления по вовлечению
учащихся в бизнеспроектирование.
Учащиеся старшего школьного возраста, юношество. Формирование у учащихся
позитивного взгляда на трудовую деятельность, понимание уникальности индивидуальной
профессиональной карьеры, круга общения на основе общих интересов и духовных ценностей;
Формы деятельности: участие в стажировках учреждений культуры и спорта. Вовлечение
учащихся в проектно-исследовательскую деятельность с последующей их конкурсной защитой
в зависимости от направленности ДООП. Посещение профориентационных выставок, ярмарок
профессий. Участие в телекоммуникационных проектах по применению начальных
профессиональных компетенций в области информационных технологий. Участие в концертах
наряду с профессиональными коллективами…
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы в учреждении.
Самоанализ воспитательной работы осуществляется ежегодно с целью выявления проблем
воспитания и социализации учащихся НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ»".
Основными критериями качества воспитательной работы являются динамика социальнокоммуникативного развития учащихся дошкольного возраста, динамика личностного развития
учащихся школьного возраста и состояние организуемой совместной деятельности детей и
взрослых в учреждении по указанным модулям.
4.1. Инструменты и содержание выявления качества воспитательной системы.
Социально-коммуникативное (для дошкольников) и личностное развитие учащихся (для
школьников) измеряются педагогами дополнительного образования в процессе реализации
ДООП с помощью педагогического наблюдения, анкетирования, интервью, опросов согласно
критериям и показателям, обозначенным в дополнительных общеобразовательных программах.
Также педагоги могут использовать: методику оценивания ценностного отношения к миру (авт.
П.В. Степанов) для подростков и юношества; методику оценивания мотивов поступков
учащихся и методики оценивания нравственности учащихся (авт. Н.Н. Лебедева).
Полученные данные динамики результатов носят вероятностный характер и служат
показателями качества воспитательной работы в детских объединениях в процессе реализации
ДООП для проведения анализа и коррекции работы. Полученные данные педагоги
дополнительного образования анализируют по следующим вопросам: какие проблемы
личностного развития удалось решить и почему? Какие проблемы не удалось решить и почему?
Какие новые проблемы выявились? Какие расставлены приоритеты в воспитательной работе с
детским объединением?
Совместная деятельность детей и взрослых. Измеряется в процессе реализации календарного
плана воспитательной работы по указанным модулям с помощью наблюдения, анкетирования и
опросов на сайте учреждения, изучения воспитательного потенциала ДООП. Полученные
данные предоставляются педагогами-организаторами и методистами, ответственными за
реализацию воспитательных проектов учреждения и культурно-образовательных событий не
позднее 10 дней после проведения мероприятий.
4.2. Критерии показатели воспитательный работы в рамках каждого тематического модуля
4.2.1. Модуль "Воспитание на учебном занятии". Анализ качества реализации данного модуля
проходит в процессе экспертизы ДООП, посещения учебных и учебно-тренировочных занятий,
итоговых аттестационных мероприятий. Уровневые показатели: Высокий уровень, Средний
уровень, Низкий уровень (приложение «Мониторинг образовательных результатов»).
4.2.2. Модуль "Воспитание в детском объединении". Анализ качества реализации данного
модуля проходит в процессе изучения планов работы педагогов дополнительного образования и
ДООП, аналитического опроса. Наличие в ДООП и планах педагогов дополнительного
образования воспитательных мероприятий, культурно-образовательных событий в
деятельностном подходе.
4.2.3. Модуль "Ключевые культурно-образовательные события". Данные для анализа качества
реализации данного модуля собираются в процессе опросов и наблюдения, результат
фиксируется после каждого мероприятия. Уровневые показатели: Высокий Оптимальный
Недопустимый. Анализируется участие детских объединений в ключевых мероприятиях;
удовлетворенность детей и педагогов качеством культурно-образовательных событий. Анализ
качества реализации данного модуля проходит в процессе изучения планов работы и отчетов
педагогов дополнительного образования.
4.2.4. Модуль "Профессиональное самоопределение". Анализ качества реализации данного
модуля проходит в процессе экспертизы ДООП и самообследования.
Модель выпускника НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ»
Создание модели личности обучающегося опирается на несколько факторов: имеющийся
педагогический опыт, изучение социального заказа, культурные традиции, возможности
образовательного учреждения. Работа с личностью ребенка предполагает изучение, развитие,
формирование и коррекцию потребностей данной личности и мотивов её поведения, черт
характера. Образовательный процесс позволяет организовывать такие виды деятельности, в
которых наиболее эффективно развивается психологическая сфера личности, а также
приобретаются знания, умения и навыки.
Поэтому модель личности воспитанника представляется следующим образом:
Выпускник – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину.
Это целеустремлённый человек, для которого дороги понятия Родина, культура, гуманность,
любовь.
Выпускник готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно
оценивает свои возможности.
Он активен, обладает организаторскими и творческими способностями.
Он умеет самостоятельно добиваться цели, стремится продолжать своё образование или
включиться в трудовую деятельность.
Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения, может корректировать своё
поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.
Он стремится строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой
творческий потенциал.
Выпускник стремится к физическому совершенству, сторонник здорового образа жизни,
испытывает потребность в двигательной активности.