4) деятельностный характер образовательного процесса, его направленность на организацию социального опыта ребенка, формирование социальной мобильности, адаптивности, ответственности; 5) оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых ценностей; 6) сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с обучающимися. 1.4. Дополнительные образовательные программымогут реализовываться как на базе НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ», так и на базе образовательных учреждений поселка и района. 1.5. В НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» могут реализовываться следующие типы дополнительных образовательных программ: 1) примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством образования РФ и рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по конкретной образовательной области или направлению деятельности; 2) модифицированная (адаптированная) программа – измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания; 3) авторская программа – обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной; программа преподавания нового учебного курса (предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее предметов. 1. Функции дополнительных образовательных программ Образовательная программа вне зависимости от того, к какой образовательной области и направленности она относится, выполняет следующие функции: 1) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; 2) целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения которых она разработана; 3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их трудности; 4) процессуальную – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения; 5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного развития обучающихся. 2. Цели и задачи дополнительных образовательных программ Целями и задачами дополнительных образовательных программ, реализуемых в Центре,является обеспечение обучения, воспитания, развития. 1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п. 2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п. 3) Развивающие задачи: развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии. 3. Содержание дополнительных образовательных программ Содержание дополнительных образовательныхпрограмм должно соответствовать: достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям округа; определенному уровню образования (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); направленностям программ дополнительного образования детей: художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической; современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения; формах и методах обучения; методах контроля и управления образовательным процессом; средствах обучения. Содержание дополнительных образовательныхпрограмм должно быть направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. 4. Структура дополнительных образовательныхпрограмм Дополнительная образовательная программа включает следующие структурные элементы: 1) Титульный лист (включает наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; название дополнительной образовательной программы; возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; срок реализации; Ф.И.О., должность автора (авторов); название населенного пункта; год разработки дополнительной образовательной программы). 2) Пояснительная записка (раскрывает направленность дополнительной образовательной программы; новизну, актуальность, цель и задачи; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации; формы и режим занятий; 3) Условия реализации дополнительной образовательной программы. 4). Методические особенности (особенности методики) организации образовательного процесса. 5). Ожидаемые результаты по каждому году обучения. 6). Учебно-тематический план программы (включает перечень разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий). 7).Основное содержание программы (раскрывается через краткое описание тем теоретических и практических видов занятий) в порядке тематического плана. 8). Формы контроля. Этапы педагогического контроля. 9) Методическое обеспечение программы. Включает в себя обеспечение программы методическими видами продукции: методические пособие, рекомендации, разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций; рекомендации по проведению самостоятельных практических работ; разработки мастер-классов; дидактический материал, выставочный фонд, репертуарный план). 6) Список литературы (для педагога и детей). 5. Права разработчикадополнительной образовательной программы Разработчик дополнительной образовательной программы самостоятельно определяет: 1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной образовательной программы; актуальность и отличительные признаки дополнительной образовательной программы от других программ дополнительного образования детей; 2) образовательную область и содержание дополнительной образовательной программы, наполнение отдельных разделов (тем); последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту занятий в неделю; 3) состав обучающихся по программе (по возрасту, уровню развития и др.); 4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по программе, требования к помещению, оборудованию и материалам; возможности использования информационно-коммуникационных технологий; 5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы выявления. Дополнительная образовательная программа должна быть рассчитана на внесение изменений, уточнений и дополнений. Порядок и регламент корректировки программы разработчик фиксирует в пояснительной записке или разделе «Методические особенности организации образовательного процесса». 6. Ответственность 7.1. Педагог дополнительного образования – разработчик программы несет ответственность за качество и полноту реализации дополнительной образовательной программы, объективность контроля учебных достижений обучающихся. 7.2. Председатель методического совета несет ответственность за качество проведения экспертизы программы и сроки прохожденияее согласования. 7. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительной образовательной программы 8.1. Методический совет пишет рецензию (экспертное заключение) на дополнительную образовательнуюпрограмму 8.2. Экспертиза осуществляется в соответствии со структурой программы и Требованиями к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844. 8.3. По итогам экспертизы дополнительная образовательная программа проходит согласование на методическом совете Центра. 8.4. Утверждение программы осуществляется директором Центра. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)