4) деятельностный характер образовательного процесса, его
направленность на организацию социального опыта ребенка, формирование
социальной мобильности, адаптивности, ответственности;
5) оценка образовательных результатов на основе личностно-значимых
ценностей;
6) сотворческий характер стиля взаимоотношений педагогов с
обучающимися.
1.4.
Дополнительные
образовательные
программымогут
реализовываться как на базе НРМБУ ДО «ЦРТДиЮ», так и на базе
образовательных учреждений поселка и района.
1.5. В НРМБУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»
могут реализовываться следующие типы дополнительных образовательных
программ:
1) примерная (типовая) программа – утвержденная Министерством
образования РФ и рекомендованная государственным органом управления
образованием в качестве примерной по конкретной образовательной области
или направлению деятельности;
2) модифицированная (адаптированная) программа – измененная с
учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня
подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления
деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и
воспитания;
3) авторская программа – обладающая актуальностью, оригинальностью
и обязательно новизной; программа преподавания нового учебного курса
(предмета) или новая образовательная концепция изучаемых ранее
предметов.
1. Функции дополнительных образовательных программ
Образовательная программа вне зависимости от того, к какой
образовательной области и направленности она относится, выполняет
следующие функции:
1) нормативную – является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
2) целеполагания – определяет ценности и цели, для достижения
которых она разработана;
3) определения содержания образования – фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению обучающимися, а также степень их
трудности;
4) процессуальную – определяет логическую последовательность
усвоения элементов содержания, организационные формы и методы,
средства и условия обучения;
5) оценочную – выявляет уровни усвоения элементов содержания,
объекты контроля и критерии оценки уровня обученности и личностного
развития обучающихся.
2. Цели и задачи дополнительных образовательных программ
Целями и задачами дополнительных образовательных программ,
реализуемых в Центре,является обеспечение обучения, воспитания, развития.
1) Обучающие задачи: развитие познавательного интереса, включение в
познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений,
навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.
2) Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной
активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в
социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.
3) Развивающие задачи: развитие личностных качеств
–
самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.;
формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
3. Содержание дополнительных образовательных программ
Содержание дополнительных образовательныхпрограмм должно
соответствовать:
достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям округа;
определенному уровню образования (дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
направленностям программ дополнительного образования детей:
художественной,
физкультурно-спортивной,
туристско-краеведческой,
военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической;
современным образовательным технологиям, которые отражены в:
принципах обучения; формах и методах обучения; методах контроля и
управления образовательным процессом; средствах обучения.
Содержание дополнительных образовательныхпрограмм должно быть
направлено на создание условий для развития личности ребенка; развитие
мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального
благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим
ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для
социального, культурного и профессионального самоопределения,
творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему
мировой и отечественной культур; интеллектуальное и духовное развитие
личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья;
взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
4. Структура дополнительных образовательныхпрограмм
Дополнительная образовательная программа включает следующие
структурные элементы:
1) Титульный лист (включает наименование образовательного
учреждения; где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная
программа; название дополнительной образовательной программы; возраст
детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
срок реализации; Ф.И.О., должность автора (авторов); название населенного
пункта; год разработки дополнительной образовательной программы).
2) Пояснительная записка (раскрывает направленность дополнительной
образовательной программы; новизну, актуальность, цель и задачи;
отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих; возраст детей, участвующих в реализации
данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации;
формы и режим занятий;
3) Условия реализации дополнительной образовательной программы.
4). Методические особенности (особенности методики) организации
образовательного процесса.
5). Ожидаемые результаты по каждому году обучения.
6). Учебно-тематический план программы (включает перечень разделов,
тем; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и
практические виды занятий).
7).Основное содержание программы (раскрывается через краткое
описание тем теоретических и практических видов занятий) в порядке
тематического плана.
8). Формы контроля. Этапы педагогического контроля.
9) Методическое обеспечение программы. Включает в себя обеспечение
программы методическими видами продукции: методические пособие,
рекомендации, разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов,
конференций; рекомендации по проведению самостоятельных практических
работ; разработки мастер-классов; дидактический материал, выставочный
фонд, репертуарный план).
6) Список литературы (для педагога и детей).
5. Права разработчикадополнительной образовательной программы
Разработчик дополнительной образовательной программы самостоятельно
определяет:
1) цель, задачи, ведущую педагогическую идею дополнительной
образовательной программы; актуальность и отличительные признаки
дополнительной образовательной программы от других программ
дополнительного образования детей;
2) образовательную область и содержание дополнительной
образовательной программы, наполнение отдельных разделов (тем);
последовательность их изучения и количество часов на освоение, с разбивкой
на теоретические и практические занятия; продолжительность и частоту
занятий в неделю;
3) состав обучающихся по программе (по возрасту, уровню развития и
др.);
4) приемы, методы и формы организации образовательного процесса по
программе, требования к помещению, оборудованию и материалам;
возможности
использования
информационно-коммуникационных
технологий;
5) ожидаемые результаты, критерии их оценки, методы и формы
выявления.
Дополнительная образовательная программа должна быть рассчитана на
внесение изменений, уточнений и дополнений. Порядок и регламент
корректировки программы разработчик фиксирует в пояснительной записке
или разделе «Методические особенности организации образовательного
процесса».
6. Ответственность
7.1. Педагог дополнительного образования – разработчик программы
несет ответственность за качество и полноту реализации дополнительной
образовательной программы, объективность контроля учебных достижений
обучающихся.
7.2. Председатель методического совета несет ответственность за
качество проведения экспертизы программы
и сроки прохожденияее
согласования.
7. Порядок рассмотрения и утверждения дополнительной
образовательной программы
8.1. Методический совет пишет рецензию (экспертное заключение) на
дополнительную образовательнуюпрограмму
8.2. Экспертиза осуществляется в соответствии со структурой
программы и Требованиями к программам дополнительного образования
детей от 11.12. 2006 г. №06-1844.
8.3. По итогам экспертизы дополнительная образовательная программа
проходит согласование на методическом совете Центра.
8.4. Утверждение программы осуществляется директором Центра.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)